Портрет в портрете
Иногда атрибуции сплетаются в исторические цепочки, где одно открытие тянет за собой следующее, а вместе они складываются в целое панно. Причём в круг поиска попадают не только музеи, художники и персонажи, но и их сослуживцы, потомки и даже портреты потомков…
Несколько лет назад я собирал сведения о художнике-любителе бароне Дитрихе фон дер Палене. В 1840 году он служил вместе с Михаилом Лермонтовым на Кавказе и вскоре после прославленного его стихотворением сражения с горцами при речке Валерик нарисовал знаменитый профильный портрет поэта (см. «Дилетант», 2018 год, №1). Изучая работы Палена, я обратил внимание на миниатюру в Московском музее-усадьбе «Останкино». Она считалась портретом князя Ильи Андреевича Долгорукова и на первый взгляд не вызывала сомнений. Князь служил в гвардейской артиллерии, и именно такой мундир мы видим у генерала на миниатюре.
Однако меня смутило изображение пышных бакенбард, которые князь не носил. Приглядевшись, под красной лентой через плечо ордена Святой Анны 1-й степени рассмотрел краешек голубой ленточки серебряной медали в память Отечественной войны 1812 года. Между тем Долгоруков в «грозе двенадцатого года» не участвовал. Боевое крещение он принял только во время похода 1814 года во Франции. Следовательно, на миниатюре не может быть Долгоруков.
К сожалению, из-за красной ленты поверх левого плеча генерала мы не видим все медали на его груди. Сами же ордена довольно типичны для генералов гвардейской артиллерии той эпохи. Однако многие из них имели белый Георгиевский крест 3-й степени на шее. У нашего же персонажа орден Святого Георгия 4-й степени в петлице. В этой связи наиболее подходящей представлялась кандидатура Григория Фёдоровича Козлянинова. В 1898 году лейб-гвардии 2-я артиллерийская бригада напечатала справочник с краткими биографиями своих командиров и офицеров, в котором поместили несколько коллажей из их портретов. Есть среди них и Козлянинов. Но кроме того, что он действительно носил бакенбарды, понять толком ничего нельзя. В надежде найти оригинал портрета я обратился в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, куда после революции поступили многие реликвии из полковых собраний императорской армии.
Однако в инвентарях живописи портрет Козлянинова не числился. Тем не менее авторитетный специалист Татьяна Николаевна Ильина, уже почти полвека работающая в музее, вспомнила, что такая фамилия значится на обороте одной из картин. В результате среди портретов неизвестных военных удалось найти то самое изображение, с которого в 1898 году была напечатана фотография. На обороте холста имеется старая надпись: «Копировалъ И. В. Васильевъ въ 1892 году съ оригинала Ботмана 1843 года».