Кружок по выживанию
Так бывает: кто-то – босс, коллега или бывший герой служебного романа – вдруг решает, что тебе не место в этом офисе, и пытается сделать всё, чтобы ты лишилась работы. Держись! Выход есть, и не один: доказано нашими героинями и подкреплено советами эксперта.
Страховой случай
Ксения, 31, сотрудник банка
Однажды я устроилась в отделение большого банка на самую низкую должность – старший менеджер (дальше были ведущий и главный). Руководила отделением 50-летняя женщина: волевая, стойкая, надменная.
Сначала всё было хорошо: обучение, первые клиенты, я постепенно проникалась работой. Но между офисами банка существовала гонка продаж. Руководитель требовала от нас постоянно перевыполнять план. Буквально пятилетку за три года! При выдаче кредита или карты менеджеры должны были дополнительно продать клиентам страховку или еще какой-нибудь продукт. Начальница выделяла любимчиков, которые без зазрения совести обманывали людей (в частности легковерных бабушек) и навязывали им по 3–5 страховок, иначе, мол, «кредит не одобрят». Мне было противно так поступать – лгать и создавать клиентам проблемы ради того, чтобы наше отделение оказалось выше других в статистике. Причем план по кредитам и картам я выполняла всегда, а вот по страховкам – нет.
Рядом открывали офисы других банков, и количество клиентов уменьшилось. Поэтому спустя полгода работодатель объявил о сокращении персонала. Начальнице предстояло выбрать тех, кого требовалось сократить. И я догадывалась, что появлюсь в этом списке. В конце августа я узнала, что беременна. Через несколько дней босс выдала мне уведомление о сокращении. Я приняла его, а через неделю принесла ей справку о беременности. Начальница была ну очень недовольна этим поворотом, о чем заявила открыто.
Она решила действовать жестко. Моя зарплата состояла из оклада и премии за продажи. Руководитель может без объяснения причин сократить заработанную премию сотрудника на 30 % и отправить ее в фонд офиса. Так она и поступила. А еще мне надо было уходить на сдачу анализов или к врачу. Конечно, это босса в восторг не приводило. Она начала пристально следить за временем моего прихода и ухода, за тем, сколько я обедаю, какие перерывы делаю. Планы продаж росли, а мне всё меньше нравилось находиться в такой обстановке.
В конце октября я попала в больницу на сохранение беременности прямо с рабочего места. Врачи посоветовали оформить легкий труд по статье 73 ТК РФ, чтобы мне было проще дождаться декрета. Я взяла все нужные справки и предоставила начальнице. На это она сказала, что легкого труда в офисах нет и найти такой вариант она не может.
Я рассердилась и отправила документы в HR-отдел, минуя ее. Конечно, получила ответ, что всё будет оформлено. Вскоре меня перевели со сменного графика на обычный – с понедельника по пятницу и с 9 до 18 часов.
Тогда еще действовали правила СанПиН от 2003 года, когда беременным разрешалось сидеть за компьютером не более трех часов в день. Эти три часа я обслуживала клиентов по вечерам, когда народу много. Причем не пыталась прыгнуть выше головы и обманывать бабушек, заставляя их тратить пенсию на страховку. В остальное время я сидела в закрытой от клиентов зоне, подписывала папки, помогала контролерам, занималась бумажной работой. В 18:00 вставала и спокойно уходила домой. В итоге с меня сняли все планы продаж, к тому же при переходе на легкий труд я стала получать среднюю зарплату – и она оказалась больше той, что была у меня раньше!
Декрет начинался в первых числах марта, но я решила отгулять накопленный отпуск и ушла в январе. Начальница продолжила срезать мои премии – об этом я узнала, уже когда получила расчетный листок в марте.