Ивашки, Якушки и Петрушки…
Имя, полученное простым смертным, имело значение для него и родителей; имя, выбранное правителю, вызывало серьёзный интерес у подданных. Королей, царей, раджей, султанов называли исходя из государственных соображений, и их имена содержали в себе некое зашифрованное послание о будущей политике, новых союзах и войнах.
История имянаречения в России увлекательна, драматична, а одна из её особенностей — ведущаяся несколько столетий война имён. Она началась в Х веке с христианизации " Фрагмент барельефа «Крещение Руси» на памятнике князю Владимиру, установленном в Киеве в 1853 году Руси. Крещение предполагало дарование христианского имени, а так как своих святых пока ещё не было, не имелось и русских имён, которые принимала бы христианская церковь. Началась борьба между языческими славянскими и каноническими иноязычными греческими, римскими и древнееврейскими именами.
Сопротивление было упорным, но победили христианские имена, и к середине XIX столетия на каждые двенадцать имён, произведённых от славянских корней, приходилось не менее тысячи чужестранных. Сохранились в основном княжеские имена — Ярославы, Всеволоды, Мстиславы, Игори, Олеги и прочие, под которыми вошли в историю ранние Рюриковичи. После крещения Руси они носили два имени — крестильное и мирское, и нам известны под последним.
Домонгольский княжеский именослов был консервативен, ограничен, а имя предка, данное княжичу, выбиралось с учётом политических амбиций родителей. Оно указывало на место новорождённого в династии и обозначало его право на владения, которые в прошлом принадлежали тёзке–пращуру. При этом существовал строжайший запрет давать имя здравствующего отца или деда. Объяснение последнему крылось в сохранившемся с языческих времён чрезвычайно осторожном отношении к имени. В глубокой древности его скрывали от врагов, чьи имена писали на пятках, дабы «попрать ногами», и использовали в самых разнообразных магических действах.
Даже после крещения Руси имя воспринималось как некая материальная часть личности, и «отбирать» её остерегались. Избегали давать имена предков с несчастливой судьбой. Князь Судислав, брат Ярослава Мудрого, ещё в молодости попав в поруб (тюрьму), просидел там без малого 30 лет, и Рюриковичи, не желая подобной участи для детей, исключили Судислава из своего именослова. Имена дядей находились вне запретной зоны. Их давали, поручая княжича под покровительство этого родича или же недвусмысленно указывая тому, что новорождённый претендует на его удел. Угроза, крывшаяся в имени, потом реализовывалась в многочисленных междоусобных войнах.
По второму, а иногда и третьему имени можно было установить широту международных связей. Среди княжон встречались Малфриды и Ингеборги, великий князь Киевский Мстислав, имевший крестильное имя Фёдор, в скандинавских и немецких источниках фигурировал как Харальд, а Андрей Боголюбский имел второе тюркское имя Китай, доставшееся ему от матери, половецкой княжны. Отдавая предпочтение языческим именам предков, Рюриковичи также надеялись на помощь своих небесных покровителей. Знаменитый князь Игорь/Георгий Святославич отправился в поход на половцев в 1183 году в день своих именин, на праздник Георгия Победоносца, а князь Рюрик/Василий Ростиславич вернул себе Киев в 1203 году на память святого Василия Великого.
В конце XV — начале XVI века высокородных младенцев крестили уже под именами из византийского императорского именослова — Дмитрий, Алексей, Иоанн, Евдокия, Феодосия, Елена, Ирина, Софья, которые постепенно проникли и в другие слои общества. А так как преемственность власти лучше всего передавалась при совпадении имени отца и имени сына, то поздние Рюриковичи нашли весьма изящный способ обозначить её, не нарушая запрет на имя живущего. Сына нарекали именем отца, но небесные покровители были разными. Так, царь Иван Грозный был назван в честь Иоанна Предтечи, а его сын — в честь Иоанна Лествичника. Таким образом, хотя крестильные имена совпадали, носители их были тёзками и не тёзками. Иван было династическим именем, но грозный царь имел ещё одно имя — Тит, его отец Василий III именовался Гавриилом. Имели вторые имена и предыдущие правители. Двуимённость оставалась, но была уже иной. Первое неофициальное крестильное имя давалось в честь святого, в день памяти которого человек появился на свет, другое, публичное имя, подбиралось в календарных окрестностях.