Остров невезения в океане есть...
Изгнание Наполеона на столь удаленный от континентов остров и обстоятельства его смерти превратились в отдельный драматический сюжет из жизни императора Франции.
После второго отречения Наполеон отправился к океанскому побережью Франции. Он хотел перебраться в Америку, где его наверняка ждал бы дружеский прием. Но английский флот бдительно следил за всеми отплывающими из Франции кораблями. О свободном отъезде экс-императора не могло быть и речи. Недостаточно строгий присмотр за сосланным Наполеоном уже однажды закончился его возвращением в Париж и десятками тысяч жертв. В Британии больше никто не хотел повторения подобной истории.
В вечную ссылку
Наполеон провел в порту города Рошфор почти неделю. Никто не делал попыток его арестовать. Но и сам Бонапарт проявлял удивительную нерешительность. Преданные офицеры предлагали ему самые разные планы. От боевого прорыва на военных фрегатах до тайной переправки на торговых судах. Но Наполеон в итоге предпочел просто сдаться британским флотоводцам. Он почему-то решил, что таким образом вынудит англичан поступить с бывшим врагом благородно. Тем более что его солдаты не маршировали по Лондону (в отличие от других европейских столиц). Такой странный расчет оказался глубоко ошибочным.
Кабинет министров Великобритании постановил отправить Наполеона в вечное изгнание на остров Святой Елены (хотя поначалу всерьез обсуждалась и казнь). Таким образом, один из множества маленьких океанских островов стал не менее знаменит, чем отрекшийся император Франции. Разделить судьбу своего бывшего правителя было дозволено небольшой группе лиц. Всего с Наполеоном в добровольное изгнание отправились 27 человек: несколько близких генералов и около дюжины слуг. Часть из них приплыла вместе с семьями.
Учитывая предыдущий печальный опыт, британцами были предусмотрены неслыханные строгости содержания узника. Численность английского гарнизона была увеличена в разы и доведена до трех тысяч солдат. Все они, по сути, превратились в сторожей одного Бонапарта. За домом, в котором он поселился, круглосуточно следили десятки караульных. Само здание было обнесено каменной стеной. Везде в пределах видимости друг у друга стояли часовые.