Капнисты
Дворянский род Капнистов относительно малоизвестен: по степени влиятельности он не сравнится, допустим, с Шуваловыми или Долгоруковыми. При этом история происхождения Капнистов не менее захватывающая: их греческие корни выдерживались в Венеции, чтобы затем угодить на украинскую почву. Представители рода осели в Полтавской губернии, а позднее в Российской империи за ними признали графский титул, прежде пожалованный одному из их предков властями Венецианской республики.
Древняя история Капнистов, как водится, довольно туманна и основывается прежде всего на семейных преданиях. Возможно, именно поэтому она не менее интересна, чем судьба рода в царской России. Родословная восходит примерно к XIII веку. Парой столетий позже один из представителей рода (тогда он носил фамилию Капниссис) перебрался из Греции в Венецию, которая тогда переживала свой расцвет и далеко не ограничивалась территорией известного каждому города. Позднее Капнисси (так их называли на итальянский манер) обосновались на греческом острове Закинф, который на протяжении нескольких веков принадлежал венецианцам.
В 1702 году полковник Стомателло Капниссис, внёсший существенный вклад в морские победы Венеции над турками, получил графский титул республики. Его родич Пьетро, страстно ненавидевший османов, в 1711 году поступил на русскую службу и стал Петром. Проявить себя он не успел — по одной из версий, вояку казнили по приказу турецкого султана. Его десятилетний сын Василий оказался один на чужбине, был усыновлён казачьим сотником и тоже пошёл по воинской стезе, записавшись в Изюмский полк под фамилией Капнист. Карьеру он сделал изрядную, дослужился до полковника и закончил жизнь как настоящий воин: в 1757 году в сражении с Пруссией при ГроссЕгерсдорфе его разорвало пушечным ядром. Найти смогли только оторванную руку, сжимавшую казачью шашку.