Взрывной характер
Дебаты о коммунизме, квантовая физика и охота на ведьм — в «Оппенгеймере» есть все ингредиенты, чтобы три часа не отрываться от экрана.
Обычно рассказ о фильме в этой рубрике начинается с описания сюжета, после чего следуют наблюдения об актёрской игре и исторических несоответствиях, а в финале мы пытаемся связать рассматриваемую картину с новостной повесткой. В случае с «Оппенгеймером» (Oppenheimer) Кристофера Нолана привычный шаблон не работает: это, пожалуй, самый странный фильм из тех, что основаны на реальных событиях.
Начнём с очевидной мысли: история создания атомной бомбы играет особыми красками, когда политики и пропагандисты угрожают оппонентам ядерным апокалипсисом. «Оппенгеймер» мог бы остудить некоторые горячие головы, если бы у них хватило терпения посмотреть трёхчасовой фильм, ведь это буквально сюжет о том, как отец бомбы возненавидел собственное творение, увидев, на какие разрушения оно способно.
Но режиссёр Нолан не был бы самим собой, позволив героям — и зрителям — прийти к простому выводу прямым путём. Вместо этого «Оппенгеймер» предлагает две запутанные тропинки, которые сойдутся в одну точку лишь в последней трети фильма.
Две тропинки — они же временные шкалы, или таймлайны — называются «Деление» и «Синтез». Это, разумеется, физические отсылки — речь про деление атомов с выделением энергии и термоядерный синтез, когда лёгкие ядра атомов сливаются в более тяжёлые, опять же выделяя энергию. Чтобы окончательно не запутать людей, Нолан