Как повстречались копия с оригиналом
В предыдущем номере мы рассказали о том, как много интересного можно узнать, рассматривая батальные полотна XIX века. Благодаря их скрупулёзной точности не только мундиры, оружие и награды изображены верно, но даже внешность персонажей показана с портретным сходством. Нужно лишь внимательнее всмотреться, чтобы понять, кто есть кто.
В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге хранятся предметы, некогда составлявшие коллекцию лейб-гвардии Сапёрного батальона. Среди них привлекает внимание странная пара — картина Адольфа Гебенса «Великий князь Николай Николаевич осматривает работы гвардейских сапёров в устье Невы» и копия с неё. Но зачем сапёрам понадобилось иметь сразу два варианта одного сюжета? Ведь, на первый взгляд, в нём нет ничего особенного.
В центре картины, написанной Гебенсом в 1856 году, мы видим третьего сына Николая I, великого князя Николая Николаевича, являвшегося в то время генерал-инспектором по инженерной части. Он посещает сапёров, завершающих строительство артиллерийской батареи. Его сопровождают два генерала в гвардейской инженерной форме. За правым плечом великого князя стоит командир лейб-гвардии Сапёрного батальона генерал-майор Николай Филиппович Хомутов. Тут никаких сомнений быть не может. Трудно найти среди гвардейцев ещё одного генерала, не имевшего ордена Святого Георгия хотя бы за выслугу лет. Кроме того, он запечатлён на другой картине Гебенса 1853 года, хранящейся сегодня в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова.
Принято считать, что по левую руку от великого князя стоит начальник инженеров Гвардейского корпуса генерал-адъютант Павел Александрович Витовтов. Но это неверно. Ведь у него нет соответствующих этому званию аксельбанта и царских вензелей на эполетах. Кроме того, его внешность не имела ничего общего с генералом на картине. Судя по достоверным портретам, он носил скромные усы без бакенбард. Да и сопровождать великого князя по стройке Витовтову было совершенно незачем. Ведь уже несколько лет начальником инженеров Гвардейского корпуса являлся вовсе не он, а генерал-лейтенант Андрей Андреевич фон Цурмилен. Именно он и запечатлён на картине.
Так что же за сюжет изобразил Гебенс в 1856 году? Он не может быть актуальным, поскольку присутствующий генерал Хомутов умер 23 января 1855 года. Да и форма на всех ещё времён Николая I. Причём офицеры показаны в походных шинелях солдатского образца с галунными погонами, введёнными 29 апреля 1854 года. Эта деталь вместе с зеленью природы указывает время события. В период с 11 марта по 24 мая 1854 года гвардейские сапёры по плану, составленному великим князем Николаем Николаевичем, построили 11 батарей на островах в дельте Невы. Таким образом, сюжет картины относится к маю 1854 года. Эти работы подробно описаны в «Истории лейбгвардии Сапёрного батальона». Есть в ней упоминание и о наших двух картинах: