Как это делалось в Южной Америке
История Южной Америки второй половины ХХ века богата переворотами. Редкая страна избежала хунты или персонального диктатора. Было и сопротивление. Правозащитники, а также убеждённые сторонники левых идей вступали с военными в неравную борьбу, порой — с оружием в руках. Многие были убиты, но сгноить в тюрьмах удалось не всех.
Луис Корвалан
Чили
Сельский учитель начальных классов, который так увлёкся идеями марксизма-ленинизма, что уже в 16 лет вступил в Коммунистическую партию Чили, просто не мог не стать политиком. Тем более что преподавателя из Корвалана не вышло, из школ его увольняли по политическим причинам.
С 1947 по 1958 год Компартия в Чили была запрещена и находилась в подполье, Корвалан за это время стал одним из её лидеров. Когда же коммунисты вышли из тени, Корвалан стал настоящей политической звездой. Его усилиями был создан блок «Народное единство» — союз всех чилийских левых партий, которые до того с десяток лет грызлись между собой. «Народное единство» в 1970 году привело к победе на президентских выборах Сальвадора Альенде.
Однако в 1973-м в Чили произошёл военный переворот, президент Альенде был убит. Пришедший к власти генерал Аугусто Пиночет начал бессудные расправы над левыми. Широкую известность получил концлагерь, расположившийся на Национальном стадионе в Сантьяго. Здесь, среди многих других, был убит поэт и певец Виктор Хара.
У разгромленных чилийских коммунистов был могущественный союзник — Советский Союз. В 1975-м, после довольно сложных, многоступенчатых переговоров с участием СССР, США, Швейцарии и Чили, Корвалан, проведший два года в тюрьме, был обменян на советского диссидента Владимира Буковского. Та история нашла своё отражение в популярной среди советских диссидентов частушке:
Обменяли хулигана
На Луиса Корвалана,
Где б найти такую <…>,
Чтоб на Брежнева сменять?
В 1983-м Корвалан тайно вернулся в Чили, чтобы продолжать борьбу с Пиночетом. Ради возвращения ему пришлось пережить несколько пластических операций и сменить имя и личность. Шесть лет, до падения режима Пиночета, Корвалан тайно прожил в Сантьяго. В 1989-м он также тайно из Чили выехал, чтобы вернуться на родину официально.