Рената Шакирова

Рената Шакирова в 2024-м стала прима-балериной Мариинского театра: ее диапазон позволяет нарушить канон и танцевать то Никию, то Гамзатти в «Баядерке», выходить то Хозяйкой Медной горы, то лирической Катериной в «Каменном цветке», а еще она взяла главную балетную высоту – партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». В 2025-м Рената этуаль всех премьер – занята в сценической версии культового телеспектакля «Анюта», раскрывает комедийный талант в очень красивом фэшн-балете «Коппелия» и освоила неоклассику «Танцсцен» хореографа Вячеслава Самодурова.
В 2015-м я увидела тебя в балете «Щелкунчик» — это был твой первый сезон в Мариинском и сразу главная партия Маши. Уже тогда балетоманы согласились — звезда. Но назначения пришлось подождать девять лет — о статусе прима-балерины тебе объявили в марте 2024-го. Что он изменил в твоей жизни?
Это назначение усилило требования к себе самой. Кажется, что вот, Олимп достигнут, но теперь, вместо того чтобы расслабиться, ты каждый день должна ему соответствовать. Уровень ответственности вырос.
Твой старт был стремительным: сложнейшую партию Рубинов в балете «Драгоценности» Джорджа Баланчина ты станцевала еще студенткой Академии Вагановой. Это был большой аванс?
Аванс для меня и риски для руководства, в первую очередь для Юрия Валерьевича Фатеева (и. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра в 2008–2024 годах). Он рассказывал, что перед моим дебютом вдруг начал переживать, а справлюсь ли я. Ведь карьера может сломаться, не начавшись. Но у меня получилось, и я благодарна ему за шанс.
Сработало везение, данные или труд?
Всё вместе. А, может, и то, что в театре в те дни была прима Диана Вишнева и пожелала мне удачи. «Рубины» — одна из ее любимых партий. Но вообще без везения в нашей профессии трудно. В этом тоже есть драма.
После выпуска из академии ты в паре с премьером Мариинского Кимин Кимом получила гран-при телешоу «Большой балет» на канале «Культура». Балетные не считают ТВ низким жанром?
Нет, такие шоу повышают интерес к нашему искусству, как когда-то советские фильмы-спектакли. После проекта у меня появились поклонники по всей стране. Но в процессе было важно не сломаться морально. Вчерашняя студентка — и уже выступает с партнером-премьером в новых партиях почти каждый день, еще и в режиме соревнования. Уровень концентрации и давления стал для меня челленджем. В одном выпуске у меня ничего не получалось, и это увидели по всей стране! Трагедия! Нужно было или сдаться, или двигаться вперед, забыв про неудачу. Я выбрала второе — и мы выиграли.
Тебе не было и двадцати, а ты уже танцевала ведущие партии, у тебя сложился фан-клуб, но ты долгие годы оставалась первой солисткой. Было обидно?