Не только еда, но и впечатления
Как в России развивается гастрономический туризм

Отечественные аграрии начали активно осваивать новый вид деятельности — гостевые туры с дегустацией фермерских продуктов. В первую очередь в развитие нового направления включаются малые хозяйства: для них такой формат — дополнительная возможность продвижения продукции и даже сохранения бизнеса. Государство пока не выделяет этот сегмент как отдельный, нуждающийся в поддержке. Желающим развивать его можно воспользоваться программой Минсельхоза «Агростартап» или программами поддержки внутреннего туризма. Однако сектор растет, и, по мнению некоторых участников рынка, и помощь в реализации проектов, и свои «правила игры» здесь тоже необходимо разрабатывать.
Российский рынок гастротуризма демонстрирует устойчивый рост, отмечает вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо» Ирина Гончарова. Регионы активно формируют свою идентичность через локальные продукты и гастрономические традиции. Это, по ее словам, создает мощный мультипликативный эффект для экономики — стимулирует малый и средний бизнес в сфере производства продуктов питания и напитков, развивает смежные сервисы.
Сейчас практически каждый регион России обладает гастрономическим потенциалом — вопрос только в том, насколько он осмыслен и «упакован», комментирует директор АНО «Центр поддержки сельских инициатив “Живая земля”» Алла Канаева. «Где-то сильна национальная кухня, где-то — локальный продукт, где-то — старинные рецепты, — перечисляет она. — И чем раньше регионы начинают воспринимать свой вкус как ценность, тем быстрее он становится точкой притяжения для туриста и ядром территориальной идентичности».
Исполнительный директор АККОР Владимирской области (регион стал инициатором всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» и стартовой площадкой, где на примере «гастрономической карты Владимирской области» была разработана методология для других субъектов) Анна Юдина уверена, что развитие гастротуризма для агробизнеса и фермеров — это перспективный и актуальный тренд, особенно на фоне основной сельскохозяйственной деятельности. «В условиях растущего спроса на экологически чистые продукты, аутентичный опыт и уникальные гастрономические впечатления такой вид туризма становится важным инструментом диверсификации доходов и укрепления бренда, — считает эксперт. — В условиях конкуренции с крупными агрохолдингами гастротуризм помогает выделиться, создать эмоциональную связь с потребителем и увеличить прибыль за счет дополнительных услуг, однако к таким проектам нужен комплексный подход, ведь это не просто “поесть на природе”».
По мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, собственный сельхозбизнес, безусловно, дает определенные преимущества: туристы ценят аутентику, экологичность и, что называется, местное производство. Но чтобы создать именно гастротуристический продукт, этого недостаточно, утверждает она. «Гастротуризм — это не про еду, а про впечатления», — подчеркивает эксперт.

Этнография через желудок
В Ассоциации гастрономического туризма России экскурсии на агропредприятия с последующей дегустацией (обедом) не считают гастротуризмом в полном смысле этого понятия. Гастротуризм — знакомство с той или иной страной через призму национальной кухни, как правило в ресторанах «со звездами». Такой вид туризма очень развит за рубежом и находится в зачаточном состоянии в нашей стране.
Однако в последнее время в регионах активно развивается культурно-познавательный этнографический туризм с элементами гастрономического. Гастросоставляющая таких эко- и этнотуров органично «выросла» из агротуризма, который тоже начал развиваться в стране недавно, но получил стимул к развитию в силу макроэкономических и политических обстоятельств. Сложности с зарубежными турами заставили граждан искать интересные маршруты в России. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2024 году россияне совершили 92 млн поездок по стране, это на 18 % больше, чем годом ранее (78 млн поездок).
Этно- и гастротуры пока отдельно не подсчитывают, но туроператоры фиксируют тенденцию к увеличению спроса на такие экскурсии. Так, национальный туроператор «Алеан» оценивает темпы роста в 17 % в год. А РСТ сообщает о повышении интереса на гастротуры в 2024–2025 годах более чем на 30 %. Согласно информации платформы «Большая страна», на гастрономический туризм приходится 14 % всех проданных экскурсионных туров.
Направление привлекает как крупных участников рынка, так и мелких. Большие компании и агрохолдинги предлагают посещение производств с дегустацией экологически чистых продуктов. Так, ГК «ЭкоНива» активно проводит туры с дегустацией в разных областях своего присутствия: в Московской — на молочную ферму «Бортниково», в Калужской — на ферму «Уланово», в Воронежской — на сыродельный завод «ЭкоНива Молоко Воронеж», а в Новосибирской — на ферму «Огнева Заимка». В ноябре прошлого года группа расширила географию своего экскурсионного проекта и открыла для посещений животноводческий комплекс «Наратлы» в Бугульминском районе Татарстана.
Небольшим хозяйствам, фермерам, чтобы стать заметными на фоне крупных игроков, необходимо генерировать уникальные идеи. Гастротуризм предоставляет малым и средним агропредприятиям возможность расширить свои рынки и привлечь новых клиентов, считает консультант пищевых и ритейл-проектов по ассортименту и автоматизации, директор FoodRetail.Club Елена Воронцова. Это не только увеличивает доход, но и помогает создать положительный имидж и укрепить связь с покупателями, обращает внимание она.
Башкирский фермер Денис Умутбаев по образованию ветеринар, с 2015 года занимается разведением лошадей башкирской породы. Хозяйство производит нишевую продукцию — различные виды кумыса (кобыльего молока). Предприниматель отмечает, что в республике традиционно многие пьют кумыс, поэтому спрос на продукцию есть всегда. Кроме того, цельное кобылье молоко, в силу своих потребительских качеств, ценится как детское и спортивное питание.
Но задача, которую поставил перед собой Умутбаев, гораздо шире — возрождение и популяризация национальных традиций. Туристический проект фермера называется «Конное ранчо». У хребта Ирендык (Баймакский район) он организовал стойбище из семи юрт, где воссоздан средневековый быт башкир. Здесь можно поухаживать за лошадьми, отправиться в конный поход по горам, поучаствовать в приготовлении кумыса и оценить его вкус. Шеф-повар кочевья готовит традиционные и придумывает новые интересные блюда на основе башкирских продуктов питания. Также в туристическом комплексе открыт первый в мире кумысный бар. Предприниматель уверен, что кумыс заслуживает того же отношения, что и вино во Франции.
Экоферма «Гусиная столица» (Костромская область) продвигает бренд города Кологрива как гусиной столицы страны. Этот населенный пункт стоит на левом берегу реки Унжи, а на правом находится природный заказник «Кологривская пойма», в котором каждую весну останавливаются на отдых тысячи диких гусей, летящих из Европы в Арктику к местам гнездования.