Замещение строптивого
Инвесторы получили локальную альтернативу заблокированным еврооблигациям
В 2022 году на внутреннем долговом рынке появился новый вид валютных облигаций — замещающие облигации (ЗО). Они выпускаются российскими эмитентами взамен заблокированных в Euroclear еврооблигаций. Новые бумаги не имеют инфраструктурных рисков, обладая высокой доходностью. В отличие от евробондов, ЗО доступны широкому кругу инвесторов.
Одним из главных вызовов для отечественного финансового рынка стали европейские санкции от 3 июня против Национального расчетного депозитария (НРД), узаконившие блокировку его счета в Euroclear и Clearstream. Через этот счет иностранными ценными бумагами торговала большая часть отечественных брокерских и управляющих компаний, а также частных и институциональных инвесторов. По оценкам Банка России, на 30 ноября заблокированными остаются активы на общую сумму 5,7 трлн руб. Из этой суммы «чуть больше 20% — активы, которые принадлежат розничным инвесторам», заявила директор департамента инвестиционных финансовых посредников ЦБ Ольга Шишлянникова на конференции «Коммерсанта» «Российский финансовый рынок перед лицом глобальных вызовов. Итоги и прогнозы».
В связи с тем, что вопросы по разблокировке активов находятся вне российской юрисдикции, профессиональным участникам рынка понадобилось много времени, чтобы проработать решение вопроса. Осенью крупнейшие брокеры и управляющие компании, не попавшие под санкции, направили в Минфин Бельгии (место расположения депозитария Euroclear) и Минфин Люксембурга (место расположения депозитария Clearstream) индивидуальные запросы на разблокировку активов. В ответ в декабре регуляторы этих стран выдали генеральную лицензию НРД на работу с этими активами. Эти лицензии позволяют компаниям и лицам, которые не находятся под санкциями, но чьи структурированные через НРД активы заморожены в Euroclear и Clearstream, провести операции по выводу активов. Многие профучастники подали документы на получение индивидуальной лицензии, но к началу февраля ответа от финансовых властей Люксембурга и Бельгии не получили. Вероятность положительного решения на запросы российских профучастников оценивается ими как невысокая по причине высокой политизированности данного вопроса.
Бонды на замену
Российские власти, не дожидаясь каких-то решений от иностранных регуляторов, летом 2022 года разрешили прямые выплаты внутренним инвесторам доходов по еврооблигациям, платежи по которым в виде купонов и погашений не доходили до них и аккумулировались на заблокированных счетах в Euroclear и Clearstream. Указом президента №430 от 5 июля 2022 года российские компании получили возможность учитывать интересы локальных инвесторов. В соответствии с этим указом эмитенты еврооблигаций могут либо проводить раздельные платежи, в том числе прямые рублевые платежи, в адрес локальных инвесторов, либо выпускать локальные облигации для обмена на евробонды.
Новые долговые обязательства назвали замещающими облигациями. Они имеют аналогичные с обмениваемыми еврооблигациями условия по сроку обращения, погашения, размер купона, номинальную стоимость. Все эти параметры прописываются в проспекте эмиссии, который до 31 декабря 2022 года закон разрешал не регистрировать. Обмен ЗО на евробонды идет один к одному, при этом в замещающие облигации включают накопленный на дату размещения купонный доход.
Важной отличительной особенностью замещающих облигаций от первоначальных бумаг является то, что, хотя они и номинированы в иностранной валюте, все расчеты по ним проходят в рублях по курсу ЦБ на дату платежа через российскую платежную инфраструктуру. К тому же в проспектах эмиссии могут отсутствовать опционы call и put, а также некоторые ковенанты. В случае облигации со встроенным call-опционом эмитент сам мог начать выкуп таких бумаг. В этом случае инвестор обязан вернуть облигации вне зависимости от своего желания. В случае рut-опциона инвестор имеет право продать облигации по номиналу до наступления срока погашения. Ковенанты — это условия, которые закреплены в проспекте выпуска еврооблигаций, их нарушение позволяет держателю бумаги предъявить их к погашению эмитенту.
Однако компании не могут сразу обменять ЗО на еврооблигации, сначала они проводят голосование держателей первичных бумаг с целью получить от них разрешение на изменение эмиссионной документации (в том числе разрешение на альтернативные механизмы платежей). Это необходимо из-за того, что в эмиссионных документах еврооблигаций предусматривался только один вариант проведения выплат — с использованием зарубежной финансовой инфраструктуры, а валюта выплат — рубли. Внесение изменений, по словам ведущего аналитика «Открытие Инвестиции» Александра Шуракова, позволяет эмитентам разделять платежи (отдельно российским держателям и отдельно зарубежным) и осуществлять другие действия по своим обязательствам без нарушения условий выпусков и риска «двойных взысканий». Еще один способ провести замещение, как отмечает директор инвестбанка Aspring Capital Алексей Куприянов,— билатеральный, в форме простого договора мены, когда физическое или юридическое лицо имеет еврооблигации, которые есть в НРД, и обменивает их на новые облигации, которые выпускает компания. «Первый вариант централизованный, второй предполагает переговоры с отдельными участниками»,— отмечает господин Куприянов.
Ограниченное предложение
В обмене облигаций могут участвовать держатели еврооблигаций с хранением бумаг в российских депозитариях, следует из указа президента. В теории это значит, что ЗО могут получить и иностранные инвесторы. «Учитывая текущие санкционные и практические ограничения, выпуск замещающих бумаг в первую очередь направлен на российских держателей долга»,— отмечает советник финансовой практики юридической фирмы «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и Партнеры» Александр Геда.