Что ждет авторынок в новом году

ДеньгиАвто

В надежде на второе дыхание

Что ждет авторынок в новом году

Текст Георгий Алексеев. Фото Рамиль Ситдиков / РИА Новости, Глеб Щелкунов

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В уходящем году беспрецедентно острый дефицит новых автомобилей развернул российский автомобильный рынок в самое острое пике за последние десятилетия. Смогут ли в новом 2023 году продажи новых машин обрести второе дыхание благодаря наращиванию поставок со стороны китайских компаний, развитию схем параллельного импорта и, наконец, запуску собственных производственных проектов?

Самым сложным периодом со времен распада СССР стал для российского автомобильного рынка уходящий год. По предварительным данным, в 2022 году падение продаж новых легковых автомобилей превысит беспрецедентные 60%: если, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году в общей сложности в РФ было продано 1,66 млн автомобилей, то в этом году рынок недосчитается почти 1 млн автомобилей, опустившись до уровня 700 тыс. проданных авто.

Из-за санкций российский авторынок разделился на три основные категории участников. Первый тип — это компании, которые громко хлопнули дверью или по-тихому, но официально ушли из РФ. К ним относятся такие автомобильные бренды, как Renault, Nissan, Volvo, Mercedes-Benz, Toyota. Второй тип — компании, занявшие выжидательную позицию. С одной стороны, они официально приостановили поставки новых машин в страну, но при этом не сделали официальных заявлений об уходе, предпочитая не губить выгодный для них в России бизнес. К таким игрокам на рынке, в частности, относятся корейские марки (Hyundai, Kia), а также ряд европейских и японских брендов (Skoda, Volkswagen, BMW, Citroen, Peugeot, Subaru, Mitsubishi).

Наконец, третий тип — это те автопроизводители, которые продолжают официальные продажи новых легковых автомобилей в России. Увы, этот список не назовешь длинным. Кроме традиционных отечественных автопроизводителей — АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа — в него входит «большая китайская тройка» (Chery, Geely, Haval), а также занимающие более осторожную позицию в отношении России JАС, FAW, Dongfeng, Changan, GAC и другие.

Если в начале 2022 года в России официально продавались новые легковые автомобили более 50 брендов, то к концу текущего года их осталось не более полутора десятка. «В 2022 году российский автомобильный рынок кардинально изменился: по сути, ассортимент новых авто сократился до моделей отечественных, корейских и китайских брендов»,— констатирует Денис Мигаль, руководитель автодилера Fresh Auto. Из-за дефицита новых иномарок, на его взгляд, продажи новых автомобилей к концу 2022 года могут снизиться на 60%. При этом сложившаяся ситуация выгодно отражается на оставшихся в РФ производителях. Например, доля АвтоВАЗа в ноябре текущего года достигла рекордных 42%, такого результата бренд не достигал с 2005 года. Растут и объемы продаж китайских авто: по состоянию на середину ноября они заняли 31,2% от всей реализации в сегменте новых авто, потеснив при этом корейский автопром — 12,7% объемов рынка. «Логично предположить, что по итогам года расстановка сил будет аналогичная, учитывая, что предновогодних распродаж сейчас не ожидается»,— считает эксперт.

Продажи новых автомобилей в России (тыс. шт.)

Источники: АЕБ, данные «Денег».

Параллельные миры

Но все же под гнетом сложной внешней геополитической обстановки российский автомобильный рынок не думает останавливаться. Как говорится, больной хоть находится и в тяжелом состоянии, но еще жив и дышит. Своеобразной отдушиной для участников рынка можно назвать такое пока еще новое явление, как поставки автомобилей в РФ по параллельному импорту. По данным аналитического агентства «Автостат», если еще летом ввоз машин по таким схемам исчислялся сотнями в месяц, то к концу осени речь шла о десятках тысяч машин, ввозимых независимыми компаниями без официального уведомления автопроизводителей. Например, только автодилер «Ключавто» недавно официально заявил, что завез в РФ в этом году по новой схеме порядка 4 тыс. новых машин. Вместо автопроизводителя гарантию на такие машины дает сам автодилер. «Поставки параллельным импортом позволяют предложить клиентам широкий ассортимент новых автомобилей любимых брендов,— поясняет Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга „Ключавто“.— Для потребителя — это доступность и разнообразие предложения на рынке, для автосалона — возможность формировать ассортимент самостоятельно, в том числе пополняя его моделями, которых ранее не было в России. При этом гарантийные обязательства также действительны: в частности, наш автохолдинг предоставляет двухлетнюю гарантию группы компаний на все автомобили, поставляемые параллельным импортом».

Самая распространенная цепочка поставок машин по схеме параллельного импорта включает в себя такие страны, как Германия, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Китай. По-прежнему ввозят новые машины из стран ближнего зарубежья, таких как Казахстан, Армения, Узбекистан. Помимо этого все чаще встречаются и экзотические маршруты: некоторые машины, например, везут из Индонезии и даже из Мексики и Чили. Даже с таким большим логистическим плечом, с учетом нынешнего взвинченного уровня цен на машины цена таких моделей в РФ может быть весьма привлекательной. Например, поставляемая из Индонезии модель Toyota Rush сегодня предлагается рядом дилеров за 2,2 млн руб. И это при том, что машина имеет рамную конструкцию и может вмещать до семи человек. Правда, она комплектуется скромным двигателем с рабочим объемом 1,5 л мощностью 104 л. с. и устаревшей четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Ну и совсем необычно, что у Rush из Индонезии не полный и не передний, а постоянный задний привод. «Возможности крупных игроков рынка, таких как наша компания, позволяют наладить поставку больших партий автомобилей через параллельный импорт,— рассказывает Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей автодилера „Авилон“.— Таким

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Турчин: «В этом веке решится судьба человечества» Алексей Турчин: «В этом веке решится судьба человечества»

Развитие искусственного интеллекта сделает нас бессмертными либо убьет

РБК
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Прилетит вдруг мошенник Прилетит вдруг мошенник

Режиссер Питер Джексон был властелином старинных самолетов в Новой Зеландии

GQ
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями» Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями»

Почему не все компании в России ощущают рост процентных ставок?

РБК
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Открыть в приложении