Что ждет авторынок в новом году

ДеньгиАвто

В надежде на второе дыхание

Что ждет авторынок в новом году

Текст Георгий Алексеев. Фото Рамиль Ситдиков / РИА Новости, Глеб Щелкунов

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В уходящем году беспрецедентно острый дефицит новых автомобилей развернул российский автомобильный рынок в самое острое пике за последние десятилетия. Смогут ли в новом 2023 году продажи новых машин обрести второе дыхание благодаря наращиванию поставок со стороны китайских компаний, развитию схем параллельного импорта и, наконец, запуску собственных производственных проектов?

Самым сложным периодом со времен распада СССР стал для российского автомобильного рынка уходящий год. По предварительным данным, в 2022 году падение продаж новых легковых автомобилей превысит беспрецедентные 60%: если, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году в общей сложности в РФ было продано 1,66 млн автомобилей, то в этом году рынок недосчитается почти 1 млн автомобилей, опустившись до уровня 700 тыс. проданных авто.

Из-за санкций российский авторынок разделился на три основные категории участников. Первый тип — это компании, которые громко хлопнули дверью или по-тихому, но официально ушли из РФ. К ним относятся такие автомобильные бренды, как Renault, Nissan, Volvo, Mercedes-Benz, Toyota. Второй тип — компании, занявшие выжидательную позицию. С одной стороны, они официально приостановили поставки новых машин в страну, но при этом не сделали официальных заявлений об уходе, предпочитая не губить выгодный для них в России бизнес. К таким игрокам на рынке, в частности, относятся корейские марки (Hyundai, Kia), а также ряд европейских и японских брендов (Skoda, Volkswagen, BMW, Citroen, Peugeot, Subaru, Mitsubishi).

Наконец, третий тип — это те автопроизводители, которые продолжают официальные продажи новых легковых автомобилей в России. Увы, этот список не назовешь длинным. Кроме традиционных отечественных автопроизводителей — АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа — в него входит «большая китайская тройка» (Chery, Geely, Haval), а также занимающие более осторожную позицию в отношении России JАС, FAW, Dongfeng, Changan, GAC и другие.

Если в начале 2022 года в России официально продавались новые легковые автомобили более 50 брендов, то к концу текущего года их осталось не более полутора десятка. «В 2022 году российский автомобильный рынок кардинально изменился: по сути, ассортимент новых авто сократился до моделей отечественных, корейских и китайских брендов»,— констатирует Денис Мигаль, руководитель автодилера Fresh Auto. Из-за дефицита новых иномарок, на его взгляд, продажи новых автомобилей к концу 2022 года могут снизиться на 60%. При этом сложившаяся ситуация выгодно отражается на оставшихся в РФ производителях. Например, доля АвтоВАЗа в ноябре текущего года достигла рекордных 42%, такого результата бренд не достигал с 2005 года. Растут и объемы продаж китайских авто: по состоянию на середину ноября они заняли 31,2% от всей реализации в сегменте новых авто, потеснив при этом корейский автопром — 12,7% объемов рынка. «Логично предположить, что по итогам года расстановка сил будет аналогичная, учитывая, что предновогодних распродаж сейчас не ожидается»,— считает эксперт.

Продажи новых автомобилей в России (тыс. шт.)

Источники: АЕБ, данные «Денег».

Параллельные миры

Но все же под гнетом сложной внешней геополитической обстановки российский автомобильный рынок не думает останавливаться. Как говорится, больной хоть находится и в тяжелом состоянии, но еще жив и дышит. Своеобразной отдушиной для участников рынка можно назвать такое пока еще новое явление, как поставки автомобилей в РФ по параллельному импорту. По данным аналитического агентства «Автостат», если еще летом ввоз машин по таким схемам исчислялся сотнями в месяц, то к концу осени речь шла о десятках тысяч машин, ввозимых независимыми компаниями без официального уведомления автопроизводителей. Например, только автодилер «Ключавто» недавно официально заявил, что завез в РФ в этом году по новой схеме порядка 4 тыс. новых машин. Вместо автопроизводителя гарантию на такие машины дает сам автодилер. «Поставки параллельным импортом позволяют предложить клиентам широкий ассортимент новых автомобилей любимых брендов,— поясняет Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга „Ключавто“.— Для потребителя — это доступность и разнообразие предложения на рынке, для автосалона — возможность формировать ассортимент самостоятельно, в том числе пополняя его моделями, которых ранее не было в России. При этом гарантийные обязательства также действительны: в частности, наш автохолдинг предоставляет двухлетнюю гарантию группы компаний на все автомобили, поставляемые параллельным импортом».

Самая распространенная цепочка поставок машин по схеме параллельного импорта включает в себя такие страны, как Германия, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Китай. По-прежнему ввозят новые машины из стран ближнего зарубежья, таких как Казахстан, Армения, Узбекистан. Помимо этого все чаще встречаются и экзотические маршруты: некоторые машины, например, везут из Индонезии и даже из Мексики и Чили. Даже с таким большим логистическим плечом, с учетом нынешнего взвинченного уровня цен на машины цена таких моделей в РФ может быть весьма привлекательной. Например, поставляемая из Индонезии модель Toyota Rush сегодня предлагается рядом дилеров за 2,2 млн руб. И это при том, что машина имеет рамную конструкцию и может вмещать до семи человек. Правда, она комплектуется скромным двигателем с рабочим объемом 1,5 л мощностью 104 л. с. и устаревшей четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Ну и совсем необычно, что у Rush из Индонезии не полный и не передний, а постоянный задний привод. «Возможности крупных игроков рынка, таких как наша компания, позволяют наладить поставку больших партий автомобилей через параллельный импорт,— рассказывает Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей автодилера „Авилон“.— Таким

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Турчин: «В этом веке решится судьба человечества» Алексей Турчин: «В этом веке решится судьба человечества»

Развитие искусственного интеллекта сделает нас бессмертными либо убьет

РБК
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Операция «Поимка» Операция «Поимка»

Пётр I хотел во что бы то ни стало вернуть сбежавшего из России сына

Дилетант
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Эрудиция против поисковиков Эрудиция против поисковиков

Зачем много знать и помнить в эпоху интернета

РБК
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Начни с порога Начни с порога

Как выжать максимум из маленького коридора

Лиза
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах

Длинное тело, короткие лапы, самодостаточность и прыткий ум — знакомьтесь, такса

ТехИнсайдер
Открыть в приложении