Мировая электромобильная революция откладывается

ДеньгиАвто

Спад электропроводности

Мировая электромобильная революция откладывается

Текст: Алексей Грамматчиков

Toya Sarno Jordan / Reuters

Вопреки прогнозам распространение электромобилей во всем мире снижает темп. Авто на батарейках все еще дороги. Запас их хода все еще ограничен. За исключением Китая, в крупных странах сворачиваются государственные программы их поддержки.

Мировая электромобильная революция откладывается. Это вынуждены констатировать представители Международного энергетического агентства (МЭА). По его данным, в прошлом году в мире было продано 9,8 млн BEV (Battery electric vehicles — аккумуляторные электрическое авто) — машин, передвигающихся только на электрической тяге (без учета гибридных машин (Plug-in Hybrid Electric Vehicle), где помимо электромотора в конструкции есть традиционный двигатель внутреннего сгорания).

Глобальные продажи BEV в прошлом году оказались на 27% больше, чем показатели 2022 года, когда было реализовано 7,7 млн электрокаров. Внешне прирост выглядит значимым, но замедление динамики налицо: она в 2,5 раза меньше, чем в позапрошлом году, и втрое — чем двумя годами ранее (в 2022 году глобальный рост продаж BEV составлял 67%, а в 2021-м — 77%). Еще меньшая динамика ожидается в текущем году: консалтинговая компания Strategy Partners предсказывает, что прирост электрокаров на дорогах составит 20%.

Еще два года назад в МЭА убеждали, что к 2030 году доля электрокаров уверенно пересечет показатель в 50% от всех продаж новых авто в мире. Теперь эти ожидания выглядят завышенными. Сейчас доля BEV на глобальном рынке новых машин едва дотягивает до 11%, а в мировом автопарке — едва до 2%.

На фоне торможения через розовые очки на будущее электрической мобильности перестают смотреть ведущие автомобильные компании и регуляторы. Например, Еврокомиссия в ближайшее время намерена пересмотреть свое решение о запрете с 2035 года продаж в ЕС автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Обещание полностью перейти на выпуск электрокаров отозвала германская Mercedes-Benz, BMW и другие компании. Свой проект по разработке электромобиля закрывает американский хайтек-гигант Apple. Впервые со времен пандемии рухнули продажи электромобилей Tesla: за январь—март 2024 года корпорация глобально продала 386 тыс. авто, что на 20% ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Из-за этого на биржах пикирует вниз цена акций Tesla, а также других американских производителей электрокаров, таких как Rivan (минус 40% в этом году) и Lucid (минус 30%).

Дорогое удовольствие

Одним из ключевых факторов спада темпов развития продаж электрокаров является их более высокая цена, чем машин на традиционном топливе. Аналитическая компания EV Database констатирует, что в среднем машины на электрическом ходу в Европе сейчас на 30–40% дороже, чем аналоги с ДВС (например, в Германии модель Volkswagen ID.4 Pro сейчас стоит €46,3 тыс., в Нидерландах компактная Renault Zoe — €34,8 тыс., в Великобритании Tesla Model Y — эквивалент в €52,2 тыс.).

Дороговизна электрокаров обусловлена все еще высокой ценой аккумуляторов, которые составляют порядка 40% себестоимости среднего электромобиля. В свое время автопром был воодушевлен динамичным падением мировых цен на литий-ионные аккумуляторы: по данным BloombergNEF, например, с 2013 по 2020 год они подешевели почти в пять раз — с $780 до $160 за 1 кВт•ч. Но в последние годы это снижение затормозилось. Более того, из-за ковидных проблем, а также роста цен на литий, кобальт и никель в 2022 году стоимость аккумуляторов впервые выросла на 7%, до $161 за 1 кВт•ч. Правда, в прошлом году она опять сократилась на 14% — до $139. Считается, что массовое производство электрокаров станет выгодным, если цена батарей опустится до отметки менее $100 за 1 кВт•ч, и участники рынка гадают, когда наконец этот показатель будет достигнут. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что это произойдет в 2025–2026 годах, а к 2029–2030 годам батареи будут стоить дешевле $80 за 1 кВт•ч.

Но на исполнение оптимистичных прогнозов может повлиять ряд непредсказуемых факторов. Прежде всего это турбулентность в мировой добыче лития, кобальта, графита и других редкоземельных металлов, которые являются ключевым сырьем для выпуска литий-ионных батарей. «Сегодня основными производителями литиевых батарей, используемых в электрокарах, являются Китай, Япония и Южная Корея»,— напоминает Михаил Мартынов, генеральный директор управляющей компании «К-Групп» (сеть продаж автозапчастей «Кореяна» и «Китаяна»). По его словам, несмотря на увеличение производственных мощностей этих стран и подключение к производству других государств, стоимость батарей за последние несколько лет снизилась незначительно. Во многом это связано как с высокими затратами на производство, так и с колебаниями цен на литий и другие элементы на глобальном рынке. Стоимость этого металла, по его наблюдениям, снижается с января 2023 года, если эта тенденция продолжится, то есть вероятность, что и стоимость литиевых аккумуляторов также снизится. Но при этом ожидать значительного спада не стоит, поскольку пока отсутствуют качественные альтернативы литиевым батареям.

На зарядку по порядку

При своей дороговизне еще один существенный потребительский минус современных электромобилей — это ограниченный запас хода. Автомобиль с традиционным бензиновым двигателем сейчас от одной заправки может преодолевать 700–800 км, а с дизельным мотором — более тысячи. Электрокары здесь сильно уступают: по данным Inside EVs, сейчас средний запас хода предлагаемых на рынке электрокаров не превышает 300 км, хотя последние модели BEV обещают более 600–800 км.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Последняя ошибка первого синоптика: как появились регулярные прогнозы погоды Последняя ошибка первого синоптика: как появились регулярные прогнозы погоды

Старания «Генерала Шторма» во время Крымской войны сыграли роль в истории науки

Вокруг света
ЦФА: сырые, но вкусные ЦФА: сырые, но вкусные

Как скорость и дешевизна цифровых финансовых активов привлекает бизнес

Монокль
Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
«Крокодиловы слезы»: миф или реальность? «Крокодиловы слезы»: миф или реальность?

Как плачут крокодилы и плачут ли?

ТехИнсайдер
Как понять, что вы мало двигаетесь Как понять, что вы мало двигаетесь

Признаки, которые указывают на то, что вам нужно больше двигаться

ТехИнсайдер
Фанатские теории про Гарри Поттера, которые все меняют Фанатские теории про Гарри Поттера, которые все меняют

Шпионская сеть Дамблдора, настоящий избранный и самая большая тайна Снейпа

Maxim
Алмазные грани Якутска Алмазные грани Якутска

Мы летели в Якутск впервые. У нас было всего два дня

Отдых в России
Как сохранить фигуру «девочки» после 40 лет: 6 гениально простых и рабочих советов Как сохранить фигуру «девочки» после 40 лет: 6 гениально простых и рабочих советов

Как продлить молодость своей фигуре?

VOICE
Многие тренеры запрещают секс. А как интим влияет на спортивные результаты? Многие тренеры запрещают секс. А как интим влияет на спортивные результаты?

Вреден ли секс перед футбольными матчами и вообще перед спортом?

Maxim
Практические вопросы: Основные правила хранения шин Практические вопросы: Основные правила хранения шин

Сейчас самое время лишний раз напомнить основные правила хранения шин

4x4 Club
«Природа — наш секс-партнер»: что такое экосексуальность и почему она стала трендом «Природа — наш секс-партнер»: что такое экосексуальность и почему она стала трендом

Экосексуальность: что за собой скрывают столь необычные предпочтения?

Psychologies
Планеты богатства Планеты богатства

Как Луна, Венера и Плутон влияют на деньги

Лиза
Врач-косметолог Николай Макеенко: Любой ожог на коже может аукнуться через 8–10 лет Врач-косметолог Николай Макеенко: Любой ожог на коже может аукнуться через 8–10 лет

Как правильно и безопасно загорать: советы врача-косметолога

СНОБ
Королевство полного абсурда Королевство полного абсурда

«Кафка»: байопик в духе Уэса Андерсона

Weekend
Ангелина Загребина: «Одно время думала, что зря пошла в театральный. Потому что надо было идти... в космонавты» Ангелина Загребина: «Одно время думала, что зря пошла в театральный. Потому что надо было идти... в космонавты»

«На какие жертвы ты готова пойти ради кино?» Я не раздумывая ответила «На любые»

Коллекция. Караван историй
Мостик между Москвой и Красноярском: как сибирские рестораторы покоряют столицу Мостик между Москвой и Красноярском: как сибирские рестораторы покоряют столицу

Почему во многих городах России гастрономия сейчас интереснее, чем в столице?

Forbes
Домашняя библиотека, за которую не будет стыдно: как правильно хранить книги Домашняя библиотека, за которую не будет стыдно: как правильно хранить книги

При оформлении домашней библиотеки постарайтесь соблюсти описанные здесь правила

ТехИнсайдер
Переработки за бесценок: что и в каких условиях шьют женщины в российских колониях Переработки за бесценок: что и в каких условиях шьют женщины в российских колониях

Сколько получают женщины в колониях? Помогут ли им новые навыки на свободе?

Forbes
Наталья Соловьева Наталья Соловьева

Наталья Соловьева спасает легендарную античную Пальмиру в Сирии

Собака.ru
Как ведет себя абьюзер: 8 явных маркеров Как ведет себя абьюзер: 8 явных маркеров

Основные черты и тактики, которые обычно свойственны абьюзеру

Psychologies
Потерянная любовь: как жить, если лучшие отношения остались в прошлом Потерянная любовь: как жить, если лучшие отношения остались в прошлом

Что делать, если любовь, которую мы потеряли, была важнее всего в жизни?

Psychologies
Русский музей Русский музей

Русский музей в свои почтенные 125 лет взял новый курс на выставки-блокбастеры

Собака.ru
Судебный роман Судебный роман

«Презумпция невиновности»: новая экранизация сексуально-юридического бестселлера

Weekend
История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке! История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке!

Фермер нашел на своем участке один из знаменитых мечей Ульфберта

ТехИнсайдер
4 признака того, что вы пьете слишком много воды 4 признака того, что вы пьете слишком много воды

Может ли быть вредно пить слишком много воды?

ТехИнсайдер
10 цитат Александра Пушкина, которые вы можете услышать из уст современных психологов 10 цитат Александра Пушкина, которые вы можете услышать из уст современных психологов

Многие строчки из произведений русского поэта стали крылатыми фразами

Psychologies
Это не усталость: почему мы не всегда можем распознать стресс Это не усталость: почему мы не всегда можем распознать стресс

Симптомы серьезного стресса, подтачивающие здоровье

Forbes
Популяция последних шерстистых мамонтов произошла всего от восьми предков Популяция последних шерстистых мамонтов произошла всего от восьми предков

Палеогенетики проанализировали геномы 21 шерстистого мамонта

N+1
Японские отражения Японские отражения

Современная квартира с японской концепцией «красоты в деталях»

Идеи Вашего Дома
Родственные души: как мы ищем друзей и поддерживаем отношения Родственные души: как мы ищем друзей и поддерживаем отношения

Кто такие родственные души? Как их искать?

Psychologies
Открыть в приложении