Участники команды ЦВЗ «Манеж» спродюсировали самую важную выставку 2024 года

Собака.ruРепортаж

«Манеж»

Текст: Олеся Пушкина

Команда ЦВЗ «Манеж» слева направо: Анастасия Букреева, Ярослав Грабельский, Евгения Фадеева, Анна Ялова, Антон Оконешников, Анастасия Юдина На Анне и Анастасии: ожерелья и браслеты UNODE50

Участники команды ЦВЗ «Манеж» спродюсировали самую важную выставку 2024 года — тотальную инсталляцию о блокаде «Город-герой Ленинград» — к 80-летию освобождения от осады. Собрали 600 артефактов на 4 000 квадратных метрах, записали аудиоспектакль (его озвучили Нина Усатова и Тихон Жизневский!), привлекли более 50 музеев, частных коллекционеров, библиотек и архивов, приняли 150 000 посетителей — и, главное, не только почтили подвиг блокадников, но и рассказали настоящие истории осажденных ленинградцев, которые смогли сохранить наш город.

Команда Центрального выставочного зала «Манеж» сфотографирована в пространстве тотальной инсталляции «Город-герой Ленинград» о блокаде: в зале «Улица» с Медным всадником в защитном укрытии, в зале «Рынок» с грудой мебели.

Как появилась концепция выставки? Почему ее важно было сделать сейчас?

Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж»

В 2023 году приняла руководство «Манежем», и дебютная на этом посту выставка «Первая позиция. Русский балет» сразу стала одной из самых посещаемых в истории площадки. Блокада Ленинграда была чудовищной трагедией, настоящей гуманитарной катастрофой, которая унесла больше миллиона жизней. Но город выстоял, победив голод, холод и даже смерть.

Помимо очевидных просветительских и образовательных целей нам важно было дать людям возможность почувствовать историю, пропустить ее через себя. Наша выставка рассказывала о том, что происходило в Ленинграде в это страшное время. Как жили обычные люди, во что они верили и на что надеялись. Что помогло не пасть духом, ходить на работу, ухаживать за близкими.

Один из моих самых любимых экспонатов — свадебное платье, в котором в 1943 году венчалась Варвара Мясоедова, жительница Ленинграда. Платье для невесты было перешито из ночной сорочки Марии Бенуа, бабушки жениха. И это свадебное платье олицетворяет жизнь и любовь — все то, что сохраняло силу духа ленинградцев.

Нашей главной задачей было дать возможность зрителю прочувствовать эти события — и страшные, и такие трогательные, как эта история двух влюбленных. Это совершенно новый тип музейной коммуникации со зрителем. Поэтому выставка решена театрально. Здесь много декораций, драматических приемов, света, цвета. Проект получился очень сложным, эмоционально тяжелым, но наш зритель выходил с осознанием того, в каком великом городе мы живем.

Выставка собрана из тематических залов: про маскировку Ленинграда, эвакуацию, работу заводов. Зритель проходит по ним, слушая аудиоспектакль: голоса пяти ленинградцев как срез жителей осажденного города. Почему выбрали такой метод «полифонии»?

Антон Оконешников, режиссер выставки

Режиссер Александрийского театра, ученик Валерия Фокина и Марата Гацалова, на большой сцене ставит киберпанк-сказки и смело экспериментирует с саунд-дизайном.

Я изучил, как работают аудиогиды в других музеях, и мне не понравилось. Решил сделать полностью свою систему. Осталось огромное количество дневников ленинградцев, на их основе был написан аудиоспектакль, сопровождающей зрителей по выставке. В нем пятеро героев: молодого ученого Григория озвучил Тихон Жизневский, скрипача Бориса — Сергей Мардарь, воспитательницу детского сада Анну Александровну — Нина Усатова, мальчика Никиту — Ярослав Грабельский, Лену, студентку Академии художеств и члена отряда противовоздушной обороны, — Евгения Фадеева. Выставка создавалась как тотальная инсталляция, мы сделали разные пространства — некомфортные и уютные, темные и светлые, контрастные и нейтральные. Поработали со звуковой средой: где-то она статична, где-то перемещается. Каждый участник команды придумывал систему взаимодействия зрителя с предметами, чтобы человек физически ощутил себя в том историческом пространстве, о котором рассказывают экспонаты.

Мы выстроили выставку как лабиринт, потому что я задумывал все повествование как путешествие не только по блокадному городу, но и как путь во времени и пространстве. Систему узких коридоров, кстати, предложил архитектор Петр Толпин, потому что, изучая блокаду, мы поняли, что жители города в дневниках всегда описывали конкретные места — вот они на работе, на улице. Из этих фрагментов и сложилась полифония.

Экспонаты для зала о промышленности предоставили 15 заводов, что работали во время блокады и действуют сейчас. Как выстроили этот раздел?

Александра Флоренская, куратор

Центральный (и самый крупный) экспонат зала «Завод» — станок-линотип завода «Ленполиграфмаш» 1967 года выпуска. Аналогичные использовались в блокадном городе и на фронте для печати листовок и документов. Привыкнув к шуму машин — звукам завода, стоит рассмотреть плакаты из фондов Российской национальной библиотеки — агитационные и сатирические. Например, про тетю Дашу, что бесстрашно тушит зажигательные бомбы и сдает украшения в оборонный фонд.

В витринах собрали документы, фотографии, письма, заводские газеты и личные вещи рабочих предприятий. Получился некий слепок времени через призму историй конкретных людей, что трудились на заводах в блокадном Ленинграде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Респект Респект

Фотограф Максим Чуркин каждую съемку превращает в живопись музейного уровня

Собака.ru
10 способов похудеть — от худшего к лучшему 10 способов похудеть — от худшего к лучшему

Вредные (и не очень) советы о том, как похудеть

Psychologies
Слово редактора Слово редактора

На обложке этого номера — народный любимец Александр Абдулов

Коллекция. Караван историй
Практические вопросы: Основные правила хранения шин Практические вопросы: Основные правила хранения шин

Сейчас самое время лишний раз напомнить основные правила хранения шин

4x4 Club
Время спать Время спать

Хотите впасть в спячку до весны? Теоретически для этого нет никаких препятствий

ТехИнсайдер
Грамотные инвестиции и тяга к риску: как Арнольд Шварценеггер стал миллиардером Грамотные инвестиции и тяга к риску: как Арнольд Шварценеггер стал миллиардером

Арнольд Шварценеггер стал миллиардером благодаря умению рисковать

Forbes
5 задачек для родителей 5 задачек для родителей

Как незаметно и без принуждения привить ребенку хорошие привычки

Лиза
Маргарита Аброськина: «Мне на многое интересно пойти ради роли» Маргарита Аброськина: «Мне на многое интересно пойти ради роли»

Нам, балетным детям, казалось, что все остальные люди в мире — неудачники

Караван историй
Большие парни не делятся: как маркетплейсы постепенно урезают прибыль партнеров Большие парни не делятся: как маркетплейсы постепенно урезают прибыль партнеров

Владельцы пунктов выдачи заказов зарабатывают на своем бизнесе все меньше

Forbes
Урожай «горит», вымерзает и тонет Урожай «горит», вымерзает и тонет

Погодные риски оказывают все большее влияние на урожай агрокультур

Агроинвестор
Актуальное искусство: художница Настя Миро — в проекте «Сноба» «АртАкт» Актуальное искусство: художница Настя Миро — в проекте «Сноба» «АртАкт»

Художница Настя Миро изобразила любовь, ненависть, жизнь, смерть и мечту

СНОБ
Оттенки неба Оттенки неба

Почему небо может принимать те или иные цвета в разных местах?

Знание – сила
Правая рука Лагерфельда: как Виржини Виар отдала 37 лет жизни модному дому Chanel Правая рука Лагерфельда: как Виржини Виар отдала 37 лет жизни модному дому Chanel

Какой карьерный путь прошла Виржини Виар за время работы в Chanel

Forbes
Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!» Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!»

Юрий Стоянов о перезагрузке карьеры, увлечении ножами и пользе от интернета

СНОБ
11 Telegram-каналов, которые помогут лучше разбираться в кино 11 Telegram-каналов, которые помогут лучше разбираться в кино

Где почитать о фильмах, чтобы было нескучно, актуально и не так, как у всех?

Правила жизни
Дружба по переписке Дружба по переписке

О том, может ли искусственный интеллект стать настоящим другом

СНОБ
Измена: что мы готовы простить, а что нет Измена: что мы готовы простить, а что нет

Какие измены нам легче простить и почему?

Psychologies
Дарья Козлова Дарья Козлова

Первый проректор ИТМО и директор по образованию «Яндекса» Дарья Козлова

Собака.ru
Фонотека Фонотека

Об альбоме Heroes и всей «берлинской трилогии» Боуи, перевернувшей поп-музыку

Правила жизни
Валерий Фокин Валерий Фокин

Валерий Фокин ворвался в театральную жизнь Петербурга и Александринки в 2002-м

Собака.ru
Существует ли пищевая зависимость Существует ли пищевая зависимость

Когда тяга к еде становится чем-то большим, чем просто желанием есть?

ТехИнсайдер
Неожиданные факты о маньяках Неожиданные факты о маньяках

10 неизвестных фактов о знаменитых серийных убийцах

Maxim
Русский музей Русский музей

Русский музей в свои почтенные 125 лет взял новый курс на выставки-блокбастеры

Собака.ru
Как отучить кошку царапать мебель: 7 советов профессионалов Как отучить кошку царапать мебель: 7 советов профессионалов

Как оградить мебель от лохматого вредителя... Ой, то есть от домашнего любимца!

VOICE
8 фактов о зависимости, которые я узнала, работая в рехабе: рассказ клинического психолога 8 фактов о зависимости, которые я узнала, работая в рехабе: рассказ клинического психолога

Почему зависимость — это болезнь, а срыв — часть процесса лечения

Psychologies
Ограбление по… Ограбление по…

Чем обернется присвоение США и ЕС российских активов

Деньги
Против дрона есть прием. И передача Против дрона есть прием. И передача

Что происходит на рынке радиоэлектронной борьбы в России

Монокль
Деградация рынка: как новые санкции США изменят правила валютных торгов в России Деградация рынка: как новые санкции США изменят правила валютных торгов в России

Российский валютный рынок в целом ждет деградация и возвращение в начало 1990-х

Forbes
Ревень Ревень

Чем полезен ревень и что из него можно приготовить?

Здоровье
Евгений Ткачук Евгений Ткачук

Евгений Ткачук и его первый в России конно-драматический театр «ВелесО»

Собака.ru
Открыть в приложении