Сколько зарабатывали первые российские академики

ДеньгиБизнес

Паек Петра Великого

Сколько зарабатывали первые российские академики

Текст: Алексей Алексеев

До постройки знаменитого здания Академии наук по проекту Джакомо Кваренги академия с 1728 года располагалась в здании Кунсткамеры и в соседствующем с ней дворце царицы Прасковьи Федоровны (не сохранился). Фото: архив РАН

В этом году исполнилось 300 лет решению Петра Великого о создании первых российских Академии наук и университета. Первые академики, президенты академии и студенты были преимущественно иностранцами, которым выплачивалось очень высокое по европейским меркам жалованье. Со временем российская академия становилась подлинно российской.

«Давать деньги»

28 января (8 февраля) 1724 года император Всероссийский Петр I издал указ «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга» (современные названия городов: Дерпт — Тарту, Пернов — Пярну, Аренсбург — Курессааре). В указе говорилось: «Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой учились бы языкам, также прочим наукам знатным художествам, и переводили бы книги». К указу прилагался проект академии.

В указе был приведен и доход, собираемый с четырех городов,— 24 912 рублей. Предписано было эти средства на другие цели не употреблять. В проекте устава испрашивалась меньшая сумма — 20 000 рублей (что примерно составляло 0,25% доходов госбюджета). Петр ее щедро округлил.

В документе об учреждении академии, подписанном императором, говорилось, что в других странах существуют два отдельных «собрания ученых людей» — университет и академия. Но при этом подчеркивалось особое состояние дел в России: «Невозможно, чтобы здесь следовать в прочих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства». А состояние системы образования на тот момент выглядело так. Существовали созданные в 1714 году по указу Петра же цифирные (начальные) школы, в которых учили арифметике и началам геометрии. И больше ничего.

Остальную систему образования предлагалось построить сверху. В академии ученые должны были заниматься науками, но, кроме того, они должны были обучать «младых людей» в университете, а те, в свою очередь, восприняв знания, должны были преподавать в учебных заведениях более низкого звена — гимназиях. Император первоначально исправил в проекте устава слова «молодых людей» на «студентов», но потом передумал.

Науки, которыми должны были заниматься ученые в академии, были разделены на три разряда (класса). Первый — математические науки и зависящие от них, второй — физические, третий — гуманиора (классические языки, риторика, стихотворство), история и право. Науками первого разряда должны были заниматься четыре человека (один — арифметикой, алгеброй, геометрией, второй — астрономией, географией и навигацией, еще двое — механикой). Также четверо ученых должны были заниматься науками второго разряда (теоретическая физика, анатомия, химия, ботаника). В третьем разряде ученых должно было быть трое — по словесности (гуманиоре), истории и праву (вместе с политикой и этикой).

В университете предлагалось создать четыре факультета: теологии, юриспруденции, медицины и философии. Были подробно разработаны штаты новых заведений.

В том месте проекта, где говорилось о «младых людях» (студентах), император наложил резолюцию: «Надлежит по два человека еще прибавить, которые из Славенского народа, дабы могли удобнее Русских учить, а каких наук, написать именно». При этом подразумевалось, что первоначально будет привлечено много иностранных ученых, что видно из пункта указа, касающегося материального обеспечения академиков: «Но надлежит, чтобы сии доходы достаточны, верны и неоспоримы были, дабы оные люди не принуждены больше о своем и фамилии своей содержании стараться, нежели о возвращении наук наипаче, понеже все такие люди суть, которым жалованьем своим жить надобно, ибо трудно поверить, чтобы кто охоту имел к службе чужого Государя то прожить, что он в своем отечестве имеет». На это Петр отреагировал резолюцией: «Давать деньги, с верхних зачиная».

Указ разрешал академикам «за деньги партикулярные коллегии иметь» (подрабатывать частными занятиями), но так, чтобы это не причиняло ущерб научной работе.

Академия была открыта в конце 1725 года (начале 1726 года по новому стилю), уже после смерти Петра Великого. Вначале она называлась Академией наук и художеств (в последующие три столетия названия несколько раз менялись, с 1991 года — Российская академия наук). Обучение в университете при академии началось в январе 1726 года. Первоначально он назывался Академическим университетом (он официально считается предшественником Санкт-Петербургского государственного университета).

Приглашенные профессора

Лаврентий Блюментрост — первый президент Академии наук и художеств. Фото: АРАН

Автором проекта создания академии был придворный лейб-медик Лаврентий Блюментрост. Он же стал первым президентом Академии наук и художеств, занимая эту должность с 1725 по 1733 год. До 1721 года его жалованье как придворного врача составляло 800 рублей в год. В 1721 году он бил челом о прибавке — и получил ее. Жалованье было удвоено. При обсуждении вопроса о создании Академии наук и художеств император «словесно» пообещал Блюментросту прибавить еще 1000 рублей в год, но денег этих он так и не получил.

В ходе организации академии Блюментрост подавал императору доклад о том, что надлежит сделать для приезда в Россию ученых высокого уровня — «профессоров и членов, которые бы в своих различных науках совершенное искусство имели и за таких от ученого света признаны были».

Блюментрост писал, что размер жалованья академиков заранее назвать невозможно, оно будет определено путем переговоров. С приглашенными учеными должны подписываться капитуляции (контракты), в которых будет указан срок работы — «по смерть» или определенное количество лет, но не менее пяти. Также им должен был оплачиваться проезд, предоставляться «свободные, пристойные» квартиры, бесплатные дрова и свечи. Профессорам полагалась четырехкомнатная квартира с поварней, избой для прислуги, ледником, погребом и по возможности конюшней. Студентам выделялись двухкомнатные квартиры (двум семейным — четырехкомнатные).

Российским послам в Европе были направлены письма, чтобы те помогли подыскать ученых для работы в Академии наук (Петр Великий писал об этом послу во Франции Борису Куракину, Екатерина I — послу в Берлине Александру Головкину). Блюментрост вел и прямую переписку со знакомыми учеными.

Борис Куракин передал в Санкт-Петербург кондиции (условия) профессора астрономии Жозеф-Николя Делиля, которого сам Петр I еще в 1717 году зазывал в Россию. Делиль запросил 10 000 франков на проезд и покупку необходимых ему инструментов и ежегодный пенсион (оклад) в размере 12 000 франков. Также ему требовались два помощника — его младший брат Людовик Делиль де ла Кроер (6000 франков в год, 4000 франков на проезд) «для вспоможения в исчислении» и механик Пьер Виньон (4000 франков в год и 3000 франков на проезд).

Суммы были безумные, но Делиля удалось уговорить снизить запросы. Он приехал в Санкт-Петербург с женой, братом и механиком. Как только Петербургская астрономическая обсерватория в Пулково была построена, он стал ее директором. Делиль получал самый большой оклад среди всех академиков — 1800 рублей в год. Но это равнялось примерно 5000 франков, а не 12 000, как он первоначально просил.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«…И недоимку дарю» «…И недоимку дарю»

Последняя железная дорога еще достраивалась, а Савва Мамонтов уже сидел в тюрьме

Дилетант
«Крокодиловы слезы»: миф или реальность? «Крокодиловы слезы»: миф или реальность?

Как плачут крокодилы и плачут ли?

ТехИнсайдер
«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
Вилла с фресками Вилла с фресками

Дом среди виноградников Венето, в котором встретились дизайн XVI и XX веков

Seasons of life
Домашняя библиотека, за которую не будет стыдно: как правильно хранить книги Домашняя библиотека, за которую не будет стыдно: как правильно хранить книги

При оформлении домашней библиотеки постарайтесь соблюсти описанные здесь правила

ТехИнсайдер
Лимит на секс: откуда взялся миф, что женщины моногамны Лимит на секс: откуда взялся миф, что женщины моногамны

Почему женщины должны быть моногамны? Откуда взялся этот стереотип?

Forbes
Качественный ремонт на скорую руку: как заклеить надувной матрас или плавательный круг Качественный ремонт на скорую руку: как заклеить надувной матрас или плавательный круг

Починить надувной матрас можно всего за 5 минут и без лишних инструментов

ТехИнсайдер
Почему так сложно Почему так сложно

Одной из центральных тем повестки ПМЭФ-2024 стала интеграция в рамках ЕАЭС

Деньги
Сонные девяностые Сонные девяностые

«Только течет река»: крепкий китайский нуар

Weekend
Почти не лают: 12 тихих пород собак Почти не лают: 12 тихих пород собак

Породы собак, которые почти не лают

VOICE
По картелям ударят цифрой По картелям ударят цифрой

Новая цифровая платформа «Антикартель» будет бороться с картельными сговорами

Монокль
«Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов» «Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов»

«Румберг Кэпитал» — о новых возможностях на рынке инвестиций

Деньги
Железо, одиночество и отсутствие цели: как не дать мозгу состариться раньше времени Железо, одиночество и отсутствие цели: как не дать мозгу состариться раньше времени

Что можно сделать, чтобы отсрочить старение мозга? Отрывок из книги нейробиолога

Forbes
Обратная сторона коттеджных рекордов Обратная сторона коттеджных рекордов

Что разбалансировало рынок коттеджного строительства?

Монокль
О ситуации с бесконтрольной миграцией: «Им выгодно учить своих детей в России» О ситуации с бесконтрольной миграцией: «Им выгодно учить своих детей в России»

Почему сложилась острая ситуация с мигрантам?

ФедералПресс
«Болеро. Душа Парижа»: нелюбимый шедевр «Болеро. Душа Парижа»: нелюбимый шедевр

«Болеро. Душа Парижа»: история создания самого известно сочинения Мориса Равеля

Монокль
Масса, я тебя знаю! Масса, я тебя знаю!

Творожная масса — нежная, сладкая и, как раньше считалось, полезная

Лиза
Людмила Чиркова: «Очень долго меня преследовало чувство ответственности, что я не имею права подвести отца» Людмила Чиркова: «Очень долго меня преследовало чувство ответственности, что я не имею права подвести отца»

«Мне самой трудно себя оценивать, получилась у меня Старицкая или нет»

Коллекция. Караван историй
«Великая Лиллиан Холл»: байопик с Джессикой Лэнг о бродвейской актрисе с деменцией «Великая Лиллиан Холл»: байопик с Джессикой Лэнг о бродвейской актрисе с деменцией

«Великая Лиллиан Холл»: почему портрет актрисы с деменцией получился спорным?

Forbes
Что нужно мужчинам для здоровой сексуальной жизни? Узнайте ответ экспертов! Что нужно мужчинам для здоровой сексуальной жизни? Узнайте ответ экспертов!

Как мужчине поддержать сексуальное здоровье?

ТехИнсайдер
«Каких нам еще доказательств»: Надежда Тэффи о политических судебных процессах «Каких нам еще доказательств»: Надежда Тэффи о политических судебных процессах

Глава из сборника изящных и ироничных рассказов «Забытая Тэффи»

Forbes
Японские отражения Японские отражения

Современная квартира с японской концепцией «красоты в деталях»

Идеи Вашего Дома
Моя мать — жертва: что делать, если мама постоянно тобой манипулирует Моя мать — жертва: что делать, если мама постоянно тобой манипулирует

Почему дочери и матери меняются местами?

VOICE
Неприкаянные скитальцы океанов Неприкаянные скитальцы океанов

Айсберги: почему они не тонут, какие метаморфозы испытывают в своих скитаниях?

Наука и техника
3 шага, чтобы извлечь пользу из стресса 3 шага, чтобы извлечь пользу из стресса

Можно ли превратить стресс в полезный ресурс?

Psychologies
«Никогда еще не видал я чужой земли…» «Никогда еще не видал я чужой земли…»

Виктор Гуминский достает с полки «Путешествие в Арзрум»...

Знание – сила
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал» Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал»

«Мы не копили деньги, я не дарил Кате бриллианты и шубы»

Коллекция. Караван историй
«Я больше никого бы не нашла»: к чему приводит вынужденный брак «Я больше никого бы не нашла»: к чему приводит вынужденный брак

Следование «общепринятому» сценарию — брак, семья, дети — может дорого обойтись

Psychologies
Покорение вершины и Антарктида за 34 дня: Валдис Пельш рассказал о смертельно опасном опыте Покорение вершины и Антарктида за 34 дня: Валдис Пельш рассказал о смертельно опасном опыте

«Ген высоты 2. Гора всех гор» посвящена самому сложному восхождению в мире

Psychologies
Открыть в приложении