Полтинник за пятерку
Поощрение детей деньгами за оценки и работу по дому несет в себе риски
Опрос SuperJob по заказу «Денег» показал, что почти 70% современных родителей материально поощряют детей с целью повышения успеваемости в школе и для выполнения работы по дому. Премировать деньгами готов лишь каждый десятый. По мнению психологов, этот способ мотивации не только малоэффективен в долгосрочной перспективе, но и опасен для формирования теплых доверительных отношений в семье.
Мотивация натурой
В сентябре Исследовательский центр сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob по заказу «Денег» опросил 500 родителей детей школьного возраста 168 населенных пунктов из всех округов страны, задав им два вопроса: «Как вы поощряете своего ребенка/детей за успехи в учебе, работу по дому, помощь близким и проч.?» и «Поощряете ли вы своего ребенка/детей деньгами за каждую полученную пятерку и четверку?».
Судя по результатам, две трети родителей считают правильным материально стимулировать у детей интерес к учебе или к выполнению работы по дому: 32% — покупкой игрушек или других детских «хотелок», 20% делают подарки на свой вкус, 28% возят детей развлекаться. Кроме этого, в список мотивационных поощрений вошло продление времени просмотра детьми телевизора или игр на телефоне. Только 12% семей платят детям деньги за хорошие оценки и помощь по дому.
Отказываются от материальной мотивации, заменяя ее словесной похвалой, всего 25% родителей. 3% опрошенных SuperJob уверены, что детей в принципе не надо мотивировать мыть посуду или хорошо учиться, они просто должны это делать.
Среди тех, кто поощряет детей деньгами, 60% платят за «4» и «5» в дневниках школьников, 40% — только за «5». Диапазон денежного вознаграждения за четверки и пятерки очень широк и колеблется от нескольких рублей до тысячи за хорошую отметку. При этом у многих родителей, согласно исследованию, предусмотрена и система штрафов. Например, в одной из опрошенных семей за пятерку платят 50 руб., за четверку — 25 руб., за двойку штрафуют сразу на 200 руб. Вознаграждение может выплачиваться в том числе и за определенный период без двоек. Например, один из участников опроса признался, что поощряет своих детей только по итогам оценок за полугодие, другой же платит 500 руб. за неделю без троек. При этом отцы, судя по результатам опроса, мотивируют деньгами в 1,5 раза чаще, чем матери, а подарками — чаще вдвое.
Противники материальной мотивации не считают нормальным платить детям, в том числе за работу по дому. В ходе опроса высказывались мнения, что оценки — субъективный взгляд учителя, потому нет смысла платить. Кто-то из родителей готов прибегать к материальному вознаграждению, когда ребенок делает что-то сверх «обязательной программы» в виде уроков и помощи по дому или когда ребенок делает что-то полезное для семьи по собственной инициативе.
Рубль пятеркам не помощник
По словам экспертов, материальная мотивация не является тем стимулом, что сделает ребенка отличником или хозяйственным чистюлей. «Есть исследования, которые показывают положительное влияние материального поощрения на учебные результаты лишь в короткой перспективе — например, денежные призы в конкурсах или учебные гранты»,— вспоминает заместитель директора по сопровождению, благополучию и карьере школы «Новый взгляд» Антонина Болотова. Проблема, на ее взгляд, не столько в том, что цены будут расти, а пятерки — девальвироваться, сколько в том, что материальное поощрение отрицательно сказывается на внутренней мотивации учащихся. «Мотивация „рублем“ снижает внутренний интерес, вовлеченность детей»,— поясняет госпожа Болотова.
Эксперт психологической школы «Эмпатия» Валентина Данилова рассказала, что проводимые школой опросы детей и родителей, платящих за учебу, показывают — схема, где мотивацией к учебной или домашней деятельности являются только деньги, на практике работает крайне недолго. «Дети очень быстро теряли интерес и стимул к получению денег без дополнительных мотиваций,— указывает эксперт.— А при условии спонсирования родителем развлечений ребенка этот вариант заведомо провальный». По словам эксперта, это обусловлено особенностями детской психики, которая не может прогнозировать на долгий срок, а потому не выстраивает причинно-следственные связи «поработал сейчас — получил много денег потом». Кроме того, по ее словам, если для взрослых деньги — это в первую очередь про безопасность, то у детей из хороших любящих семей деньги всего лишь пряник, положительные эмоции, которые можно получить и иным способом.
«Если думать об образовании как о самонаправленном пути длиною в жизнь, то денежное поощрение будет препятствовать этому движению»,— уверена госпожа Болотова. Родителям она советует найти способ поддерживать мотивацию ребенка к постоянному развитию, получению новых знаний и навыков, рассматривать образование как долгосрочную инвестицию, а не вынуждать его воспринимать учебу как дискретную оплачиваемую задачу — сделал дело, получил гонорар. В школе для одаренных детей «Летово» указывают, что среди талантливых и нацеленных на учебу детей в принципе нет тех, кого надо мотивировать деньгами. «У нас 80% детей учатся на стипендиях от благотворительного фонда, все дети показывают хорошие результаты благодаря высокой самомотивации, а не денежному поощрению от родителей»,— говорят там.