Как надулось и лопнуло южноамериканское экономическое чудо

ДеньгиИстория

Каучуковая лихорадка

Как надулось и лопнуло южноамериканское экономическое чудо

Текст Алексей Алексеев

Фото: Wolfgang Kaehler / Lightrocket / Getty Images

Каучуковая лихорадка. Так называлась болезнь, которой переболела экономика Бразилии и других стран бассейна реки Амазонки на рубеже XIX и XX веков. Благодаря быстрорастущему мировому спросу на резину в Амазонии делались миллионные состояния, строились новые города. Бум резко завершился, когда у каучука из Южной Америки появился серьезный конкурент.

Галоши настоящие, красивые, блестящие

Индейцам Латинской Америки каучук был известен издавна. В Ла-Вента и Эль-Манати (Мексика) при археологических раскопках были найдены каучуковые мячи, возраст которых превышает 3 тыс. лет. Участники второго плавания Колумба (1493–1496) видели на Гаити игру в такой же мяч. Французский ученый и путешественник Шарль Мари де ла Кондамин, прибывший в Южную Америку в составе научной экспедиции в 1735 году, первым описал процесс производства каучука («кахучу» на языке народа кечуа — «плачущее дерево», «слезы дерева»). Каучук изготавливается из концентрированного латекса — млечного сока дерева гевея бразильская. Латекс получается методом подсочки (нанесения надрезов на ствол, в России таким же способом получают березовый сок).

Кондамин отправил образцы каучука в Европу, но долгое время новый материал мало кого интересовал. В 1770 году английский химик Джозеф Пристли обнаружил, что каучуком можно стирать надписи, сделанные карандашом. В том же году его соотечественник Эдвард Нэйрн представил на конкурс изобретений ластик (резинку).

В 1823 году шотландский химик Чарльз Макинтош нашел способ использования каучука для изготовления непромокаемых плащей (макинтошей).

Новому материалу нашлись и другие применения. Из него стали изготавливать клизмы и обувь. Если в 1827 году экспорт сырого каучука и изготовленных из него продуктов из Амазонии составлял 31 тонну, то к 1830 году он вырос в пять раз — до 156 тонн.

У первых резиновых изделий был серьезный недостаток — высокая чувствительность к колебаниям температуры. Каучуковые ботинки летом прилипали к ногам, а зимой становились твердыми, как камень.

В 1839 году американец Чарльз Гудьир открыл, а в 1844 году запатентовал процесс вулканизации. Каучук смешивался с серой, затем они нагревались и получался новый материал — резина. Резине не были страшны ни жара, ни мороз, она была эластичнее и тверже каучука. Из нее можно было производить самые разнообразные продукты — подтяжки, подвязки, ботинки, дождевики… Одежда из нового «чудо-материала» стала модной.

Рынок резиновых изделий стал быстро расти. Примерно в 1820 году Бразилия начала экспортировать каучук (через бразильские порты вывозились также небольшие количества каучука из Перу и Боливии). Статистику экспорта стали вести в 1827 году (вскоре после провозглашения независимости Бразилии от португальского владычества). В 1827 году было экспортировано 31,4 тонны каучука. В 1836 году — 189,2 тонны, в 1846 году — 673,7 тонны, в 1850 году — 1446,6 тонны, в 1856 году — 1906 тонн, в 1860 году — 2673 тонны.

Но это еще был не бум. Настоящий резиновый бум начался, когда промышленности понадобилась резина не только для производства макинтошей и галош. Изоляция для телеграфных и телефонных кабелей, электрических проводов, садовые шланги, трубы, игрушки, напольное покрытие на заводах и фабриках, шины (в конце XIX века велосипедные, в начале XX столетия автомобильные). Миру нужно было все больше резины.

Сбор латекса, из которого изготавливают каучук, похож на сбор березового сока. Фото: Universal History Archive / Uig / Getty Images

Обезьяний угол

Страны Амазонского бассейна, в первую очередь Бразилия, были главными поставщиками каучука на мировой рынок. Центром добычи каучука была провинция Пара, а ее финансовыми центрами — города Белем и Манаус. Население провинции быстро росло. В 1840 году оно составляло 110 тыс. человек. В 1910 году в штате Пара жили 784 тыс. человек (в 1889 году, в связи со свержением монархии, в Бразилии было введено административное деление на штаты).

Дождевой лес Амазонии не подходил для устройства плантаций. Сок гевеи бразильской заготавливали, отправляя в экспедиции по его сбору. Индейцы, собиравшие латекс, меняли его на одежду, инструменты, другие товары из Португалии.

Привлечь к работе большое количество африканских рабов, как это делали плантаторы в других странах, было невозможно. Амазонская низменность располагалась очень далеко от главных торговых маршрутов. Ничего ценного в этих краях не производилось, так что торговцы рабами туда просто не добирались. Да и денег на покупку у большинства португальских поселенцев все равно не нашлось бы. Привезенные в Бразилию африканские рабы трудились в других районах страны на кофейных плантациях.

Сбором латекса занимались сборщики — серингеро. Один сборщик работал попеременно на двух тропах. На одной тропе (маршрут сборщика имел форму петли) обычно было 100– 200 гевей. Собранный за неделю или месяц латекс сборщик перерабатывал в каучук и доставлял скупщику — владельцу территории, на которой происходил сбор, или торговцу для обмена. Скупщики также выдавали сборщикам кредиты.

Скупщик доставлял каучук, закупленный у сборщиков, в крупный город — Манаус или Белем. Там его скупали фирмы, занимавшиеся экспортом,— как представительства иностранных компаний, так и независимые компании.

Широко распространено было жульничество. Скупщики обманывали сборщиков с ценами и на каучук, и на свои товары. Некоторые племена вообще не знали, что такое деньги, индейцев из этих племен было легче обмануть. Некоторые скупщики брали аванс у городских экспортеров, после чего исчезали с деньгами. Свои уловки были и у серингеро. В каучуковый шар можно было добавить песок, чтобы увеличить его вес.

Большинство сборщиков оказывались в вечном долгу у скупщиков. Кто-то бежал, чтобы избавиться от долгов, а потом устраивался к другому нанимателю. Редко кому удавалось подняться на ступень выше — превратиться из серингеро в скупщика. Барбара Вайнштейн в книге «The Amazon Rubber Boom. 1850–1920» рассказывает о таком исключении из общего правила. Анфрисио Нунеш никогда не брал товары в кредит, ел то, что выращивал сам, а остальные покупки делал в лавке в ближайшем городке — там все было дешевле, чем у скупщика. Таким путем он за несколько лет скопил капитал, достаточный для того, чтобы самому заняться скупкой каучука.

Популярность велосипедов привела к резкому росту спроса на резину. Фото: Oxford Science Archive / Print Collector / Getty Images

«Резиновые бароны»

Несмотря на то что Бразилия добилась независимости, главную роль в каучуковом бизнесе в провинции Пара играли выходцы из бывшей метрополии.

Португальцы основали в провинции коммерческий банк — Banco Comercial do Para — с капиталом 1 млрд реалов.

Из-за постоянных сильных колебаний курса бразильской валюты перевести ее в доллары США очень сложно. Барбара Вайнштейн в упомянутой книге приводит следующую примерную оценку: в 1880-е годы курс составлял около $300 (примерно равно современным $9–10 тыс.) за 1 млн реалов, в 1890-е — заметно меньше $200 (современные $6,5–7 тыс.), в 1900-е — около $250 (современные $8–9 тыс.), в 1910-е произошел обвал курсовой цены. В книге Томаса Холлоуэя «Policing Rio de Janeiro: Repression and Resistance in a Nineteenth-Century City» приводятся следующие ориентировочные обменные курсы в пересчете на 1 млн реалов: 1830 год — 460, 1840 год — 630, 1850 год — 580, 1860 год — 520, 1870 год — 450, 1880 год — 450, 1890 год — 460.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8 тайных фантазий девушек, о которых они почти никогда не рассказывают 8 тайных фантазий девушек, о которых они почти никогда не рассказывают

Да — есть вещи, которые девушки... обычно не предлагают

Playboy
Квантово-запутанная премия. От невероятного эффекта до технологии Квантово-запутанная премия. От невероятного эффекта до технологии

Установление нарушения неравенств Белла и новаторство в квантовой информатике

Наука и жизнь
Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят) Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Playboy
«Обещать и сделать — это два разных слова» «Обещать и сделать — это два разных слова»

РБК получил ответы на шесть неудобных вопросов про бизнес в ОЭЗ

РБК
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
Ошибка будет свободной Ошибка будет свободной

«Эмили»: волюнтаристский байопик Эмили Бронте

Weekend
Рок-н-ролл из сказки Рок-н-ролл из сказки

Почему «музыкальная сказка» и имя композитора Геннадия Гладкова — синонимы

СНОБ
Земля пяти стихий Земля пяти стихий

Хакасия: приготовьтесь к встрече с духами пяти стихий и погружению в историю

Отдых в России
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Я всем должен: почему нас пугает слово «долг»? Я всем должен: почему нас пугает слово «долг»?

Что не так с долгом? И о чем говорит нам это понятие в философском значении?

Psychologies
Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас

Ночью занимаются любовью, а днем ведут бизнес — одни и те же люди

Psychologies
40 лет Stone Island: как появился и чем знаменит любимый бренд футбольных фанатов и рэперов 40 лет Stone Island: как появился и чем знаменит любимый бренд футбольных фанатов и рэперов

Рассказывает историю нишевого бренда Stone Island

Правила жизни
Современная архитектура Москвы: 8 наиболее ярких и заметных проектов Современная архитектура Москвы: 8 наиболее ярких и заметных проектов

Интересные инфраструктурные объекты, недавно появившиеся в городе

РБК
Личный опыт: я живу с биполярным расстройством II типа Личный опыт: я живу с биполярным расстройством II типа

Как живет и чувствует себя человек на разных фазах биполярного расстройства?

Psychologies
«Насилие — это форма дискриминации»: адвокат Мари Давтян о том, как защищать женщин «Насилие — это форма дискриминации»: адвокат Мари Давтян о том, как защищать женщин

Как адвокат Мари Давтян представляет интересы пострадавших женщин

Forbes
На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу

Глядя на картины Снейдерса, задаешься вопросом: что за любовь к мертвой рыбе?

Правила жизни
Как стать менее уверенным в себе и более мудрым Как стать менее уверенным в себе и более мудрым

Отрывок из книги Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма»

Psychologies
Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты

Книга из десяти тысяч листов, многотонный колокол и другие царь-предметы

Культура.РФ
5 японских модных марок, за которыми стоит следить 5 японских модных марок, за которыми стоит следить

Япония подарила миру немало отличных дизайнеров и брендов

Правила жизни
В 4 года он сгорел заживо, но выжил. История мальчика-монстра, который остается оптимистом В 4 года он сгорел заживо, но выжил. История мальчика-монстра, который остается оптимистом

Мальчику удалось выжить, несмотря на 95%-ный ожог тела

ТехИнсайдер
Как в России запрещали читать иностранное Как в России запрещали читать иностранное

Как и почему в России запрещали иностранную литературу

Weekend
Страхи и перфекционизм: что заставляет нас прокрастинировать и как с этим бороться Страхи и перфекционизм: что заставляет нас прокрастинировать и как с этим бороться

Для того, чтобы перестать прокрастинировать, надо перестать ждать вдохновения

Forbes
«Он просто машина»: экс-сотрудники рассказали о культуре в Revolut Сторонского «Он просто машина»: экс-сотрудники рассказали о культуре в Revolut Сторонского

В Revolut царит среда «ожесточенной конкуренции»

Forbes
«Каждый несчастлив по-своему» «Каждый несчастлив по-своему»

Что говорят эксперты о неминуемости рецессии

РБК
«Габсбурги: Власть над миром» «Габсбурги: Власть над миром»

История династии, претендовавшей на абсолютное господство

N+1
Нас восемь миллиардов! Стоит ли бояться, что ресурсов планеты на всех не хватит? Нас восемь миллиардов! Стоит ли бояться, что ресурсов планеты на всех не хватит?

Ждет ли нас всех голод?

Psychologies
Как появился десерт «Павлова»? Как появился десерт «Павлова»?

Почему торт безе со свежими фруктами назвали в честь балерины Анны Павловой?

Культура.РФ
7 новогодних блюд со всего мира: самые необычные и интересные яства 7 новогодних блюд со всего мира: самые необычные и интересные яства

На Новый год в каждой стране есть что-то свое, особенное!

ТехИнсайдер
Собаки в Новой Зеландии научились водить машину. Будущее уже рядом! Собаки в Новой Зеландии научились водить машину. Будущее уже рядом!

Животных можно научить буквально всему

ТехИнсайдер
Биохимик назвал 7 правил для улучшения памяти и борьбы с деменцией Биохимик назвал 7 правил для улучшения памяти и борьбы с деменцией

Какие факторы жизни ухудшают нашу память?

Inc.
Открыть в приложении