В прошлом году в России продано более 143 тыс. грузовых машин

ДеньгиБизнес

Грузовики поставили рекорд

В прошлом году в России продано более 143 тыс. грузовых машин

Текст Алексей Грамматчиков

Продажи грузовых автомобилей в России достигли рекордных показателей за постсоветский период. С чем связан взлет рынка грузовиков, насколько опасны его «болезни роста», связанные с обслуживанием и поставками запчастей, разбирались «Деньги».

Исторический рекорд со времен СССР в 2023 году обновили продажи грузовиков в России: по данным «Автостата», в ушедшем году хозяев себе нашли 143,6 тыс. грузовых машин (снаряженной массой свыше 3,5 тонны). Это на внушительные 70% больше, чем годом ранее, но главное — такие показатели превысили предыдущий исторический максимум, установленный в 2012 году, на уровне 129 тыс. Таких объемов российский рынок не видел со времен распада СССР, когда в конце 1980-х продажи приближались к 200 тыс. машин в год.

Главная причина нынешнего рекордного взлета продаж, по мнению аналитиков,— большой отложенный спрос. «В 2022 году бизнес занял выжидательную позицию и сосредоточился на адаптации к текущим экономическим реалиям. В последнюю очередь компании думали об обновлении автопарка и по возможности использовали имеющийся транспорт. В 2023 году удалось выстроить новые логистические маршруты»,— считает Артем Васканян, заместитель генерального директора по логистике и информационным технологиям логистической компании NC Logistic. В таких условиях, по мнению эксперта, логисты вынуждены расширять автопарк и штат водителей, чтобы выполнять весь объем поступающих заказов.

По мнению экспертов, отчасти рост спроса на грузовую технику связан с растущими запросами со стороны оборонной сферы. Но этот фактор не является решающим, главными драйверами спроса на грузовики участники рынка считают гражданские отрасли. Помимо развития автомобильных грузоперевозок росли объемы строительства и развития крупных инфраструктурных проектов. В этой связи в 2023 году повышенный спрос наблюдался на два основных вида грузовых авто: это так называемые седельные тягачи (способны перевозить грузы на дальние расстояния и широко используются логистическими компаниями) и строительные грузовики, прежде всего самосвалы. «Одним из самых крупных потребителей грузовиков оказалась строительная отрасль, где в связи с серьезными инфраструктурными проектами и сжатыми сроками их реализации возросла потребность как в специализированной технике, так и в тягачах и самосвалах,— комментирует Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.— Транспортные компании обновляют старую технику, на рынке доставки появляются новые игроки, аффилированные с государственными компаниями».

Китайцы берут груз

В отношении российского рынка грузовиков в 2022 году были приняты особенно жесткие рестрикции: запрет на поставки грузовой техники в РФ попал в первые санкционные пакеты, шлагбаум был опущен перед популярными на российском рынке машинами «большой семерки» европейских производителей (Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco, Renault). Удар был нанесен и по российским производителям, прежде всего КАМАЗу, который ранее развивался в тесном взаимодействии с немецким концерном Daimler. Как и в легковом автомобильном сегменте, освободившееся рыночное пространство активно начали занимать китайцы. За 2022 год им удалось занять около половины рынка грузовых авто. В 2023-м доля китайских грузовиков продолжила рост: автопроизводители из КНР захватили порядка 65% продаж.

По данным «Автостата», в 2023 году КАМАЗ занял 21,5% рынка, и это заметно меньше, чем в 2022-м, когда доля ведущего отечественного производителя грузовиков превышала 37%. Другой российский производитель ГАЗ, а также белорусский МАЗ, получили по 5% рынка каждый. Остальное контролируется китайскими брендами: Sitrak (17%), Shacman (14%), FAW (11%), Howo (5%), Foton (4%), Dongfeng (3%), JAC (2,5%). «Продажи китайских грузовых авто в России в минувшем году так динамично выросли, потому что отечественные производители не могли покрыть потребности клиентов»,— поясняет Владимир Желобов, директор по продажам коммерческого транспорта автодилеров ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр». Другой важный момент, по его словам,— хорошее ценовое предложение от китайских производителей в сравнении с европейскими. Основным потребителем грузовиков в России является бизнес: большие и средние логистические компании используют магистральные тягачи для федеральных перевозок. Среднетоннажная техника сейчас пользуется спросом у региональных и местных перевозчиков, строительная техника применяется в гражданском и промышленном строительстве. В частности, по мнению господина Желобова, не заполнена ниша малотоннажной и среднетоннажной грузовой техники до 18 тонн, поэтому они особенно востребованы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Джеймс Уэбб» отыскал самую древнюю спокойную галактику «Джеймс Уэбб» отыскал самую древнюю спокойную галактику

Эта спокойная галактика существовала спустя 700 млн лет после Большого Взрыва

N+1
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Открыть в приложении