«Бизнес крупнейших маркетплейсов каждый год растет в два раза, но это стоит все дороже»
Российский рынок электронной торговли уверенно растет последние несколько лет, а маркетплейсы постепенно становятся одной из основных его движущих сил. Совокупный объем трат на них в 2023 году, по данным Tinkoff Data, вырос в полтора раза год к году, а количество трансакций — на 63%. О дальнейших перспективах e-commerce и о том, стоит ли продавцам развивать собственные интернет-магазины на фоне растущего присутствия маркетплейсов, «Деньгам» рассказал директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов.
— Последние несколько лет сегмент e-commerce показывает опережающий рост. С чем он связан?
— Большим стимулом стала пандемия COVID-19, продвинувшая российский рынок на два-три года вперед, американский — примерно на полтора. В этот момент были скорректированы все макроэкономические прогнозы относительно его дальнейшего роста. На 2021 год в России пришлись значимые инвестиции в развитие маркетплейсов, позволившие им дополнительно нарастить число покупателей. Затем на рынке началась своеобразная «золотая лихорадка»: многие люди, работавшие в совершенно иных сферах, решили начать развивать свой бизнес на маркетплейсах. Этот процесс в какой-то мере продолжается до сих пор.
— Рынок в какой-то момент достигнет потолка?
— Сейчас он растет на 48% в год, этот процесс начнет замедляться за счет насыщения спроса. Глобально объем потребления стоит на месте, и увеличение оборота e-commerce происходит из-за продолжающегося перетока спроса из офлайна в онлайн. У рынка электронной коммерции в таких условиях есть две основные точки роста — ключевые маркетплейсы и e-grocery, представленный в большей степени развитием доставки готовой еды и продуктов из супермаркетов. Топ-6 маркетплейсов значительно увеличили оборот за последний год, в основном за счет четырех лидеров сегмента, которые выросли на 92%.
— Приток новых продавцов сохраняется?
— Сейчас мы видим, что каждый месяц ИП открывают примерно 15–18 тыс. новых бизнесов для работы на маркетплейсах. На пике, в ноябре прошлого года, число регистраций достигало 20 тыс. Конечно, конкуренция в сегменте уже достаточно развита и не все в итоге выживают. Но постоянный приток новых продавцов все же стимулирует развитие рынка, как и акционные программы самих площадок. Маркетплейсы также продолжают бороться друг с другом за долю рынка. Это способствует постоянным вложениям как в снижение цен, так и в развитие сервисной составляющей.
— Когда динамика прироста может замедлиться?
— Можно сравнить со странами, которые идут впереди нас. Это, например, Китай, Великобритания и Южная Корея. В Китае, если брать в расчет и продовольственный, и непродовольственный ритейл, доля e-commerce — около 50%. В России, если сравнивать по тем же критериям,— около 19% по итогам 2023 года. Хотя в непродовольственном сегменте показатель заметно выше — около 37% в 2023 году.
— Что сдерживает развитие e-commerce?
— E-commerce, по сути, представляет собой смесь IT-бизнеса с операционным. И на него, конечно, влияют общерыночные факторы. Дополнительно можно говорить о необходимости постоянной работы над удержанием клиентов. В конце прошлого года мы делали исследование, показавшее, что до 70% пользователей набирают, но не оплачивают корзины. Если предположить, что хотя бы половина из них была собрана не просто так, то оборот компаний теоретически можно нарастить в два раза. Но для начала важно понять, куда и почему перетекают эти пользователи. Сейчас кажется, что достаточно большой простор еще существует в части повышения удобства оформления заказов, логистики и пр. Четыре крупнейших маркетплейса за счет постоянных инвестиций сильно технологически ушли вперед в вопросах взаимодействия с покупателем, его удержания. Интернет-магазины начинают ощутимо проигрывать, появился технологический разрыв.