Как называют самолеты? Совсем не так, как поезда!

MaximИстория

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов

Как называют самолеты? Совсем не так, как поезда!

1760x1176_0xSMoGlNv1_4387912736663274956.jpg
Фото: yakovlev.ru

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью «РБК» сказал, что гражданские самолеты, которые производит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), могут получить общий бренд, и это, скорее всего, будет «Яковлев». Это будет логичный шаг, потому что в нынешних обозначениях «Суперджет-100» и МС-21 нет общей логики. Но по каким принципам выбирают названия и обозначения гражданских самолетов?

Обычно производители используют для всех своих моделей общий бренд, так удобнее. Когда-то большинство компаний назывались по фамилии владельца, который часто был и главным конструктором: Уильям Боинг, Дональд Дуглас, Марсель Дассо (до войны носил фамилию Блох), Игорь Сикорский, Хуго Юнкерс, Антон Фоккер, Клаудиус Дорнье и многие другие дали свои фамилии самолетам.

В СССР эту традицию подхватили — правда, не сразу. Сначала гражданские самолеты называли по-разному. Андрей Николаевич Туполев использовал свои инициалы АНТ, его коллега Константин Калинин обошелся первой буквой фамилии. Потом самолеты надо называть по назначению, и все пассажирские самолеты получили обозначение «ПС».

В 1940 году Наркомат оборонной промышленности, который управлял и авиапромом, выпустил приказ, по которому самолеты надлежало обозначать двумя первыми буквами фамилии конструктора и номером.

3800x2533_0xYw3NdoXy_5840211655607079850.jpg
Фото: Aviation Images Ltd

При создании новых самолетов в Российской Федерации никаких правил уже не было. Нынешний «Суперджет» на стадии проекта назывался Russian Regional Jet, в 2006 году был переименован в Sukhoi Super Jet — сокращенно SSJ100. А в прошлом году он снова сменил имя на «Суперджет-100». МС-21 означает «магистральный самолет XXI века».

А что означают цифры в названиях других моделей? Довольно часто — ничего, их дают просто для того, чтобы отличать одну модель от других. А иногда в них есть смысл. Или был.

По порядку становись!

Когда-то авиаконструкторы не очень задумывались о том, как обозначить новую модель. Вот, например, на фирме Douglas пассажирские самолеты просто нумеровали по порядку после букв DC (Douglas Commercial). Всемирную известность компании принес DC-3, который стал довольно популярным в качестве пассажирского лайнера, но наиболее широко использовалась его транспортная версия, которая по правилам ВВС США получила обозначение С-47.

5000x3334_0x1LGTvFkb_1298765776019958669.jpg
C-47, Шаттлворте, Бигглсуэйд, Великобритания, 25 мая 2024 г. Источник: News Images LTD

Потом компания выпускала популярные четырехмоторные поршневые DC-4, DC-6 и DC-7. Нет, они не пропустили число 5, просто DC-5 было сделано всего 12 штук, поскольку из-за начавшейся Второй мировой войны гражданским авиакомпаниям стало не до новых самолетов, а военным машина не подошла.

Ну а дальше пошли реактивные: четырехдвигательный DC-8, двухдвигательный DC-9 и широкофюзеляжный DC-10. Потом Douglas слился с McDonnell, модернизированные DC-9 переименовали в MD-80 и MD-90, а улучшенная «десятка» стала MD-11.

3289x2193_0xy4AIP1mU_2667335628024104582.jpg
MD-80 Allegiant Air вылетает из аэропорта Маккарран в Лас-Вегасе, штат Невада, 3 ноября 2014 г. Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

В СССР по упомянутому приказу Наркомата обороны нечетные числа отводились истребителям, а четные — их потенциальным жертвам, то есть всем остальным типам самолетов. Именно поэтому, например, первая разработка Олега Антонова была названа Ан-2.

728x497_0xLBDQgNvz_5897098887420223434.jpg
Ан-2. Источник: Depositphotos

Давайте сделаем это красиво

Советская система не определяла никаких правил выбора индексов, поэтому в ней были возможны повторы у разных «фирм». Так, без всяких проблем в СССР сосуществовали среднемагистральный флагман «Аэрофлота» Ил-12, грузовой Ан-12 и маленький Як-12.

5000x3881_0x0HE9w7Tw_0413394100393453387.jpg
Ил-12. Источник: Chronicle

Андрей Туполев, который был не только отличным конструктором, но и талантливым управленцем, после поименованного по порядку первенца пассажирской реактивной авиации СССР Ту-104 закрепил принцип формирования индекса: первая единица, последняя четверка и какая-то цифра между ними. Возможно, его натолкнул на это неуспех четырехдвигательного Ту-110. А может быть, он посмотрел на Boeing, который своему первому реактивному лайнеру дал запоминающийся индекс 707. Как бы там ни было, дальнемагистральный Ту-114 получил официальное наименование не по порядку: в документах (конечно, секретных) он сначала именовался «изделием 107». Ну а дальше пошли Ту-124, 134 и так далее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Секс втроем и подглядывание: 7 самых популярных женских сексуальных фантазий Секс втроем и подглядывание: 7 самых популярных женских сексуальных фантазий

Образы, с которыми связаны женские эротические фантазии, озвучил психоаналитик

Maxim
Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР

Как решить, какую стройку считать великой, а какую нет?

ТехИнсайдер
9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы 9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы

Самые необычные дизайны самолетов

ТехИнсайдер
Странная новая мода: зачем пилоты выключают двигатели перед приземлением Странная новая мода: зачем пилоты выключают двигатели перед приземлением

Как заходили на посадку раньше и почему мода включать двигатели появилась сейчас

ТехИнсайдер
Самые известные подкаблучники в истории Самые известные подкаблучники в истории

Принято считать, что мужчины доминируют в семье, но у всех ли так?

Maxim
Как строить карьеру мечты Как строить карьеру мечты

Как найти работу, которая удовлетворит амбиции и придется по душе?

Psychologies
Как выйти из токсичных отношений с самим собой Как выйти из токсичных отношений с самим собой

Почему мы ругаем себя? Чем отличается самоанализ и самокритика?

Psychologies
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Новые пассажиры «Титаника» Новые пассажиры «Титаника»

Когда в 90-х годах упало финансирование науки, институты РАН выживали, как могли

Наука и Техника
«Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма «Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма

«Как я встретил ее маму»: характеры и мотивы главных героев

Psychologies
Как придать обивке мебели восхитительный свежий аромат: 5 лайфхаков профессиональных клинеров Как придать обивке мебели восхитительный свежий аромат: 5 лайфхаков профессиональных клинеров

Как сделать так, чтобы в гостиной всегда восхитительно пахло?

VOICE
Ах, Самара-городок Ах, Самара-городок

Визитные карточки Самары, которые изменят твои представления о ней

Лиза
Лодка для моряков Лодка для моряков

Откуда такой большой интерес к траулерной яхте Grand Banks 54?

Y Magazine
Ставки против: как букмекеры принесли лигам США миллиарды и создали проблемы Ставки против: как букмекеры принесли лигам США миллиарды и создали проблемы

Мир профессионального спорта регулярно сотрясают скандалы, связанные со ставками

Forbes
Хуже, чем преступление Хуже, чем преступление

Как появилась фраза «Это хуже, чем преступление, это ошибка»?

Дилетант
Как сам Ломоносов оценивал свои научные заслуги: отрывок из книги Как сам Ломоносов оценивал свои научные заслуги: отрывок из книги

Биография Михаила Ломоносова, в которой автор систематизирует все его достижения

СНОБ
Рынок в $33 млрд: как киберспорт перестал быть нишевым и начал завоевывать Россию Рынок в $33 млрд: как киберспорт перестал быть нишевым и начал завоевывать Россию

К 2024 году киберспорт стал бизнесом стоимостью в миллиарды долларов.

Forbes
Орангутан полечил свою рану листьями лианы Орангутан полечил свою рану листьями лианы

Биологи заметили, как орангутан обрабатывает свою рану с помощью растения

N+1
Почему астрология — лженаука: ученый опроверг утверждения о знаках зодиака и их влиянии на судьбу человека Почему астрология — лженаука: ученый опроверг утверждения о знаках зодиака и их влиянии на судьбу человека

Положение небесных тел в момент рождения человека не влияет на его судьбу

ТехИнсайдер
Психологические травмы: чем они могут быть полезны — беседа с психотерапевтом Психологические травмы: чем они могут быть полезны — беседа с психотерапевтом

Что такое травма? Чем она опасна как для нас, так и для окружающих?

Psychologies
Психопатология жизни Сальвадора Дали: что скрывается за творчеством гения Психопатология жизни Сальвадора Дали: что скрывается за творчеством гения

О взбалмошном поведении, эксцентричной личности и скандальном творчестве Дали

Psychologies
Незабытое поколение Незабытое поколение

В чем смысл и выгода в поддержке старого софта и устройств

РБК
Вселенная Майнкрафта Вселенная Майнкрафта

В кубическом мире строят, копают и выживают более 130 миллионов игроков

Вокруг света
Вопросы дожития Вопросы дожития

«Мечта с подвохом»: комедия с недвижимостью

Weekend
О чем на самом деле мужчины и женщины думают во время секса: 3 частые фантазии О чем на самом деле мужчины и женщины думают во время секса: 3 частые фантазии

Почему в сексе мы пускаемся в разнообразное фантазирование?

Psychologies
Вы будете в шоке, когда узнаете, что раньше означало выражение «страдать херней»! Вы будете в шоке, когда узнаете, что раньше означало выражение «страдать херней»!

«Херня» — это грыжа на латинском, а те, кто ею страдал, были больными людьми

ТехИнсайдер
«Умоляющие» глаза собак появились не для нас. Они есть у диких пород «Умоляющие» глаза собак появились не для нас. Они есть у диких пород

Собаки пользуются мимикой не только с человеком, но и для общения друг с другом

ТехИнсайдер
Как наладить отношения с новыми коллегами и подчиненными: правило трех К Как наладить отношения с новыми коллегами и подчиненными: правило трех К

Как влиться в коллектив, быть в нем эффективным и на хорошем счету?

Psychologies
Картель против барреля: почему ОПЕК не смогла вернуть нефть по $100 Картель против барреля: почему ОПЕК не смогла вернуть нефть по $100

Почему ОПЕК и ОПЕК+ не удается диктовать условия на нефтяном рынке

Forbes
Фундамент для PropTech Фундамент для PropTech

Как боты, ИИ и другие технологии меняют рынок недвижимости

РБК
Открыть в приложении