Цена вопроса: что происходит с премиальными модными брендами в России
В 2022 году индекс потребительской уверенности россиян упал на 31%, а рост тревожности вырос на 119%. Это привело к тому, что средний чек на премиальные товары неуклонно снижается. Бизнес-консультант Дания Ткачева поговорила с экспертами о том, что такое товары категории премиум, насколько они востребованы на российском рынке сейчас и почему у российских марок уйдет около 20-30 лет на то, чтобы стать премиальными.
Санкции и валютный кризис 2022 года привел к снижению индекса потребительской уверенности населения сперва на 21%, а затем и на 31% — это самые низкие значения с первого квартала 2015 года, по данным Росстата. Снижение реальных доходов населения, а также рост тревожности на 119%, по сравнению с 2021 годом, вызвали у россиян желание экономить средства, отложив покупки. Средний чек в России неуклонно снижается, поэтому возникает вопрос, осталось ли на рынке место для премиальных товаров.
Что такое премиум сегмент
Маркетплейсы и универмаги по-разному маркируют товары и относят их к той или иной категории стоимости. В большинстве случаев бренд премиум-класса — это марка, которая продвигает и продает свою продукцию клиентам по более высоким ценам в обмен на более высокое качество и лучший потребительский опыт. Основное отличие от масс-маркет заключается в том, что премиальный бренд способен сформировать стоимость продукта, превышающую его базовую реальную стоимость — сырье, производство, логистика — за счет истории, легенды, идеи, стоящей за продуктом. Все это повышает готовность клиента платить не за жакет, кроссовки и джинсы, а за логотип Nike, Boss и Tommy Hilfiger.
При этом цена — только одна из характеристик премиальных брендов. Эти бренды должны быть лучшими в своем классе, например, с точки зрения качества, при этом более доступные, чем в сегменте люкс, современные и ориентированные на более широкую аудиторию.
Такие бренды, как правило, имеют особенный стиль, аутентичность, которые помогают им отличаться от брендов массового рынка. Например, Sandro и Maje представляют парижский шик, а Casadei — это всегда про идеальные силуэты обуви и женственные линии. Calvin Klein зародил тренд на определенный фасон мужского нижнего белья. К премиальным можно отнести такие бренды, как Calvin Klein, Nike, Tommy Hilfiger, Hugo Boss, Diesel, Love Moschino, Gerard Darel, Karl Lagerfeld Jeans и другие, которые не попадают в сегмент люкса.
Какие премиальные бренды остались в России
В марте 2022 году ушли или поставили на паузу розничные отгрузки следующие премиальные бренды и платформы, которые продавали их продукцию: ASOS, Matches, COS, Arket, The Other Stories, Monki, Farfetch, MyTheresa, Nanushka, Nike, Ganni, adidas, Karl Lagerfeld, Massimo Dutti, Levi’s, Reserved, Reebok, Victoria's Secret, Mothercare, Puma и многие други. Закрылись розничные магазины, как внутри торговых центров, так и отдельно стоящие в формате уличного ретейла.
Некоторые бренды — например, Mango, Crocs, Hugo Boss и Weekend MaxMara — сохранили или оптовые поставки товара в Россию, или продажу товара через франчайзинговых партнеров. Также в прошлом году премиальные бренды стали распродавать текущие остатки маркетплейсам для дальнейшей реализации в России. Так поступали Nike, Uniqlo, Massimo Dutti и Zara.
При этом по прошествии года премиальные бренды продолжают продаваться на территории России — в основном в онлайн-формате. Некоторые международные марки заботятся только о том, чтобы их товары не распространялись офлайн, не обращая внимание на онлайн-присутствие на мультибрендовых платформах. Продукция попадает в Россию через систему параллельного импорта — товары покупают у действующих оптовых партнеров брендов в других странах и затем перепродают в России. Да, это не всегда регулярные поставки, полноценные коллекции и размерные сетки, но это позволяет завести основную массу продукции в Россию.
Оффлайн-ретейл в торговых центрах столкнулся с резким падением трафика в связи с закрытием магазинов премиальных брендов. До сих пор остаются закрытыми многие отдельно стоящие магазины в центре Москвы. При этом к маркетплейсам, получившим товарный запас ушедших марок, перераспределился трафик из офлайна в онлайн.