Я сказал, Картавый
Серию «Картавых историй» Стаса Асафьева стоит посмотреть даже тем, кого машины не интересуют. Как простой автомобильный блогер стал одним из самых популярных документалистов в русскоговорящем сегменте YouTube?
Пару месяцев назад листая YouTube, я наткнулся на документальный фильм об убийстве Жоржа Бесса. Очень может быть, что вам, как и мне тогда, это имя ничего не говорит. Трагедия произошла в 1985 году, Бесс на тот момент был топменеджером автогиганта Renault, и видимых предпосылок для его убийства не было. Спойлеров достаточно, я только замечу, что, несмотря на долгий балладный зачин, крашеный картавый парень в кадре удерживал моё внимание все три с лишним часа расследования, будто я Агату Кристи читал, а не автоблогера слушал. Ничего подобного мне на просторах русского интернета не встречалось — автор накопал уйму фактуры, грамотно свёл все сюжетные линии и, главное, на все вопросы в итоге дал ответы. Причём подал материал бодро, точно, остроумно. Блондина зовут Стас Асафьев, и у меня, по большому счёту, к нему два вопроса: откуда он взялся и как делает свои «Картавые истории»? Хотя в процессе беседы мы не обошли стороной ни покупку Porsche, ни китайский вопрос.
Серия 1-я. Кино и немцы
Мы встречаемся в подвальном кафе на Бульварном кольце, Стас только что закончил съёмки очередного документального фильма. На этот раз про семью Квандт, контролирующую концерн BMW. «О том, что ещё в 2007 году на центральном немецком телевидении вышел разоблачающий документальный фильм о семье Квандт, я знал, — говорит Стас. — Сотрудничали с национал-социалистами, использовали рабский труд и так далее. Но самое интересное, что ни до, ни после ничего подобного про другие концерны и кланы на немецком телевидении не появлялось. Где же тут закономерность, объективность? Ведь любой немецкий бренд, который существовал в тот период, сотрудничал с режимом. Понимаешь, это ровно такое же единичное происшествие, как и случай с убийством Бесса. Обычно, если что-то подобное происходит, оно с высокой долей вероятности повторится в ближайшее время и в подобном же ключе». Если начали выводить на чистую воду немецкие марки, то должны были рассказать про остальные бренды. Если начинается охота на топ-менеджеров, должно быть и ещё хотя бы одно убийство. «Везде есть логика», — как мантру повторяет Асафьев.
Допустим, логику хочется найти всегда, но мир хаотичен, и в нём многое происходит случайно, просто так. Могли, скажем, Бесса просто ограбить и убить? Могли. Могло и зацепить шальной пулей… «С одной стороны, мир настолько многогранен, что в нём много хаоса. С другой, когда мы берём отдельно взятого индивида, у него всегда найдутся обоснования своих поступков». Так-то оно так, но уж больно нетривиальная для автоблогера тема, да ещё такое глубокое расследование. После просмотра меня не оставляла мысль, что тему с разного рода «уликами» Картавому просто подбросили. «Ничего подобного. Просто у нас был план на 2022 год, но, как только начались известные события, для документалок про дизайн и про Германию явно было не время. Я начал соображать, где взять интересную, но уместную тему, с которой смог бы справиться за 2–3 месяца. И вдруг вспомнил, как на канале Absurd Drive в контексте прозвучала фраза “там даже кого-то убили…”. Речь шла про Бесса. Стоп, думаю, а кому и что плохого он сделал? Нормального объяснения и логики я не увидел. Перекопал “Википедию” (всегда с неё начинаю, но беру три версии: русскую, английскую и на языке страны, о которой идёт речь, — они довольно часто разнятся). Возникло ещё больше вопросов, и вот с этими вопросами я уже и разбирался, пока всё не распутал.
История с семьёй Квандт того же порядка — одни вопросы. Раз фильм выпустили, это явно было кому-то нужно. И снова те же вопросы, а ответы на этот раз заняли уже 3,5 часа, которые длится документальный фильм. В апреле выйдет, там есть на что посмотреть». Интересно, что «Картавые истории» в принципе начались с Германии. Дело было в 2020 году, съёмочная группа выпивала в баре, болтали на разные темы, и тут как-то к слову, поставив очередной опустевший винный бокал, Асафьев произнёс: «А вы в курсе, что Volkswagen создал Гитлер?» Публика поняла не сразу. Асафьев стал было вводить соратников в исторический контекст, как его тут же остановили: «Не надо нам ничего рассказывать, иди напиши сценарий». Так появилась первая «Картавая история». За основу Стас взял 10-минутный ролик британца Джеймса Мэя, того самого, что вместе с Джереми Кларксоном делал легендарную телепередачу Top Gear. Мэй давно уже снял серию роликов о народных автомобилях разных стран. Асафьев углубился в вопрос, и десятью минутами не обошлось —