Страшное сияние совершенного разума: почему мы боимся искусственного интеллекта и как преодолеть страх?
Искусственный инттеллект дает человечеству колоссальные возможности и, одновременно, большие риски. Мы радуемся онлайн-переводчикам, общительным чат-ботам, ладно рисующим нейросетям, роботам-пылесосам и вообще всему, что облегчает жизнь (не говоря уже о научных достижениях). Но вместе с тем как будто опасаемся, что скоро ИИ вытеснит из этой жизни нас самих. Откуда взялся этот страх и насколько он оправдан? Давайте разбираться.
Исследования искусственного интеллекта в современном смысле (то есть как компьютерной программы, способной выполнять различные задачи и обучаться) начались в 1930-х годах. В 1927 году компания Westinghouse Electric Company выпустила одного из первых роботов — мистера Телевокса. Он был запрограммирован отвечать на звонки и выполнять простые команды. Например, можно было позвонить домой и уточнить у Телевокса, выключен ли в квартире свет, или попросить разогреть в духовке ужин (робот включал ее дистанционно).
В 1956 году прошел Дартмутский научный фестиваль, на котором впервые прозвучал термин «искусственный интеллект». С этого фестиваля начинается золотой век ИИ, искусственный интеллект становится официальным направлением науки. Появляется множество роботов с искусственным интеллектом, отлично решающих узкий набор задач, но вычислительных мощностей для создания более универсальных машин не хватает.
Количество роботов — от пылесоса до умного чайника, — использовавшихся в бытовой жизни, росло, исследователи строили прогнозы дальнейшего внедрения технологий в жизнь. В 1965 году Ирвинг Гуд в работе «Размышления о первой ультраразумной машине» сформулировал принцип технологической сингулярности, или взрыва интеллекта, согласно которому искусственный сверхинтеллект сможет создавать все более и более совершенные машины в очень короткие сроки и люди перестанут успевать за техническим прогрессом, чем вызвал большую дискуссию в обществе. Как и любой новый виток развития социальной сферы, это повлекло за собой этические вопросы. Безопасно ли взаимодействие с машинами? Где границы взаимодействия и кто контролирует роботов?
Одно из самых известных решений проблемы предложил писатель-фантаст Айзек Азимов. В книге «Я, робот» он изложил несколько историй, которые описывали гипотетические преимущества и возможности искусственного интеллекта, а также разработал три закона робототехники, которые знакомы многим:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит первому и второму законам.
Но, как мы понимаем много лет спустя, постулаты, во-первых, так и остались фантастикой, во-вторых, стали почвой для будущих сомнений, опасений и пугающих сценариев.
Как люди стали бояться ИИ?
«Искусственный интеллект» — красивая метафора, смысл которой выходит далеко за пределы объекта, который она описывает. В 1990-х годах настоящим прорывом стали нейросети. Они умели собирать данные, формировать опыт, анализировать полученную информацию и делать из нее выводы, чем занимаются и по сей день, только на значительно больших скоростях. Необходимость использовать словосочетание «искусственный интеллект» фактически отпала, потому что для современных технологий есть более точные и менее вызывающие определения. Как говорил сам автор термина Джон Маккарти, «стоит системе нормально начать работать, как ее сразу перестают называть искусственным интеллектом».
Человеку свойственно опасаться нового — в этом суть закона выживания. Искусственный интеллект провоцирует защитную реакцию у большинства, так как неизвестность — главное, что пугает в технологическом прогрессе. Многие люди не понимают, как работает искусственный интеллект и какие у его работы могут быть последствия. А еще опасаются, что искусственный интеллект заменит их на работе, потому что быстрее, эффективнее будет справляться с задачами.