Быть шаолиньским монахом: почему рынок приложений для медитации переживает бум
В последние годы в России и СНГ появились десятки приложений, которые помогают пользователям стать продуктивнее, справляться со стрессом и лучше спать. Они активно привлекают инвестиции. Например, в сентябре 2019 года деньги от нескольких бизнес-ангелов, в том числе модели Натальи Водяновой, привлекли белорусские разработчики приложения для сна Loóna. А в июне 2021-го раунд подняли выходцы из Mail.ru Group (сейчас — VK), авторы приложения «Мо: медитация и сон». С чем связан бум приложений для медитации?
Петербуржец Илья Москвин, основатель разработчика веб-проектов «Амби», познакомился с медитациями в 2018 году, когда отправился осваивать боевое искусство кунг-фу в монастырь Шаолинь в Китае. Каждая сессия с учителем заканчивалась медитацией, которая оказывала на Москвина успокаивающее действие. По возвращении в Россию он решил продолжить занятия, но уже онлайн.
В 2018 году медитации по голосовым инструкциям предлагали десятки приложений — британское Headspace, американское Calm и др. Но все они не имели русскоязычных версий и аналогов в России, вспоминает Москвин. Он решил занять эту нишу, запустив собственное приложение.
Стать пионером на российском рынке Москвину не удалось. За полтора года, пока он разрабатывал свое приложение «Сон и медитация c «Серотонин», в App Store и Play Market появилось сразу несколько русскоязычных конкурентов: «Мо: медитация и сон», «Практика», а также Saga от шведских разработчиков украинского происхождения. В 2020 году конкуренция только усилилась — на рынок вышли еще с десяток игроков, в том числе приложение Prosto, созданное совместно с телеведущей и Instagram-блогером Иреной Понарошку (более 2,4 млн подписчиков).
Forbes разобрался, с чем связан бум приложений для сна и медитации, как развивается этот рынок в России и что его ждет в будущем.
Как шаолиньский монах
«Сегодня я хочу пригласить вас воссоединиться с природой. Вы наверняка замечали, что чувствуете себя счастливее, расслабленнее и заряженнее после того, как провели время на природе, — говорит голос бразильской модели Жизель Бундхен под успокаивающую музыку. — Дайте ей поддерживать вас, пока вы отпускаете стресс, тревожность и любое другое бремя, которое вы несете […] Займите комфортную позицию, закройте глаза — и начинайте глубоко дышать».
Это одна из медитативных программ Бундхен, доступная в бесплатном приложении для медитации Insight Timer, куда каждый желающий может загрузить собственный аудиокурс. Проект в 2009 году запустили американцы — братья Кристофер и Ничо Плоумен. Сейчас на площадке можно найти сотни программ медитаций от учителей йоги и знаменитостей. Помимо Бундхен, свой канал на базе Insight Timer развивает американский стендап-комик Рассел Брэнд, актриса Голди Хоун и другие. Авторы призывают пользователей концентрироваться на своем дыхании и ощущениях в теле.
Insight Timer стал пионером на рынке приложений для сна и медитации, но уже в 2010 году появилось два похожих приложения из Великобритании — Headspace и Big Health. Затем на рынок онлайн-медитаций вышли американские приложения Calm и Waking Up, канадское Breethe, турецкое Meditopia и украинское BetterMe. В отличие от Insight Timer, они не давали пользователям возможностьи создать свой курс, а разрабатывали контент самостоятельно.
Большинство приложений стали зарабатывать на подписке, направлять доходы в маркетинг и постепенно приучать аудиторию к медитациям. Это послужило драйвером роста рынка, считает основатель приложения для сна Loona Андрей Янчуревич. Он называет Headspace и Calm «трендсеттерами», которые задали моду на медитации и поддержку ментального здоровья. «Они помогли понять, что не обязательно быть шаолиньским монахом, чтобы медитировать», — говорит Янчуревич.
В 2015 году, по данным американского журнала Fortune, в мире насчитывалось уже около 1000 приложений для медитации, а годовой оборот индустрии составлял почти $1 млрд. В следующие несколько лет на этом рынке шла оживленная борьба за лидерство. Самые крупные инвестиционные сделки в ходе этой борьбы заключали Headspace и Calm. В феврале 2019 года последняя привлекла $88 млн и стала первым «единорогом» (компанией, которая достигла капитализации в $1 млрд) в своей нише. Всего в 2019 году, по данным аналитической платформы Sensor Tower, ключевые приложения для медитации заработали $195 млн — вдвое больше, чем в 2018-м.
В 2020 году Calm удвоил свою миллиардную оценку, но в августе 2021 года в лидеры по капитализации выбился Headspace. Британская компания заключила сделку о слиянии с американским сервисом по подбору психотерапевтов Ginger. В результате партнерства оценка объединенных компаний достигла $3 млрд.
Запись на ботинок
Популярные зарубежные приложения для медитации не предлагали русскоязычные курсы, говорит сооснователь приложения «Практика» Даниил Косинский. По его словам, исключением было Insight Timer, но медитации в нем не отличались качеством. «Insight Timer — большой хаб, куда любой может загрузить свой контент без какого-либо внутреннего ревью, — утверждает предприниматель. — Поэтому туда попадали курсы, записанные на ботинок. Бывало, включишь запись, а там на фоне кто-то разговаривает».
В 2018 году параллельно с петербуржцем Ильей Москвиным на рост зарубежного рынка обратил внимание замдиректора департамента слияний и поглощений Mail.ru Group (с октября 2021 года — VK) Андрей Молчанов. На фоне постоянного стресса он увлекся медитацией, не нашел заметных русскоязычных приложений и предложил коллеге из Mail.ru Group Александру Горному повторить успех Headspace и Calm в России. Горный медитациями не увлекался, но видел, что в обществе нарастает потребность в инструментах для снятия стресса, поэтому согласился на предложение Молчанова.