Навыки для нового мира: почему лидерство больше не делится на «мужское» и «женское»
Действительно ли лидерство бывает «мужским» и «женским»? Чем оно отличается от управления и руководства? Что мешает женщинам браться за сложные проекты и вести людей за собой? Об этом говорили участники дискуссии, состоявшейся в рамках Moscow FemFest
Эти и другие вопросы обсудили участницы фестиваля Moscow FemFest, который прошел в Москве 13 и 14 ноября. Дискуссию модерировала журналистка Анна Зуева. Участие в обсуждении приняли генеральный секретарь ассоциации Italy-ASEAN Алессиа Моска, управленческий консультант и исследовательница Екатерина Зиброва, адвокат, медиатор, партнер BGP Litigation, президент БФ «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова и главный редактор изданий Forbes Life и Forbes Woman Юлия Варшавская.
Что такое лидерство и может ли оно быть «женским»?
Екатерина Зиброва: В лидерстве есть три составляющие: когнитивный компонент (знания), эмоциональный компонент (установка «Хочу ли я проявлять лидерство?») и компонент поведенческий. Если мы внимательно посмотрим на компетенции лидерства, то не увидим там ничего «мужского или «женского».
Виктория Дергунова: Для меня «женское лидерство» — это про возможность влиять. Это то, чего женщины были долгое время лишены. Я связываю это понятие в том числе с возможностью занимать руководящие должности и в политике, и в коммерческой сфере, и в социальных проектах. Это про право голоса, которое нам наконец-то дали.
Алессиа Моска: Несколько лет назад для многих женщин не было в принципе возможности быть лидером. Важно сейчас открыть возможности для женщин, чтобы они могли участвовать в процессе принятия решений, чтобы они могли быть лидерами. Лидерство, к которому мы привыкли, было в основном «мужским». Большинство должностей, лидирующих позиций принадлежали мужчинам. Поэтому сейчас нам нужно предоставить возможности женщинам.
Как изменилось лидерство и каким должен быть лидер сейчас?
Юлия Варшавская: Новые критерии успеха абсолютно внегендерные — это кооперация, эмпатия, смысл, социальная ответственность, импакт. Это те самые ценности, которые, хотелось бы, чтобы были присущи новым лидерам — не важно, женщина это или мужчина.
К 2050 году у нас закончатся запасы еды, воды и чистого воздуха. Мы должны перейти к совершенно другому типу потребления, и это очень плотно связано с феминизацией общества. Есть исследования, которые доказывают, что на данный момент социальным предпринимательством занимаются именно женщины. В том числе — простите, что я апеллирую к стереотипам, — потому что у них есть эмпатия. Лидерство нового типа — не только про деньги, не только про должность, не только про личные достижения. Оно еще и про то, что ты вообще-то что-то вокруг себя меняешь. На данный момент мир по-настоящему отчаянно нуждается в этом новом лидерстве