5 инноваций, которые помогли тепловозам побороть паровозы
Первый дизельный локомотив начал работать на железных дорогах еще в 1912 году. У железнодорожников он тогда вызывал только иронические улыбки. Понадобилось около полувека и масса улучшений, пока тепловоз не вырос в плечах и положил паровозы на обе лопатки.
Пожалуй, лишь в 1960-х годах стало окончательно понятно, что паровому двигателю не тягаться с дизелем. К этому времени в развитых странах, включая СССР, паровозы сняли с большинства магистральных линий, заменив на электрические и дизельные аналоги.
За этот длительный срок в конструкцию тепловозов были внесены десятки, если не сотни, больших и малых улучшений. Оглянувшись на историю их развития, издание Trains решило, что эти пять инноваций стали наиболее значимыми для их победы.
Гибридный привод
Большинство современных тепловозов представляют собой так называемые «последовательные гибриды»: их дизель крутит генератор, тот вырабатывает электричество и питает электромоторы, расположенные в колесных тележках.
Между тем, ранние тепловозы были похожи на автомобиль с механической коробкой передач. Тяга от дизеля передавалась на колеса через сложную и тяжелую трансмиссию – представьте себе, какие нагрузки возникают при мощности в тысячи лошадиных сил. Потом инженеры сообразили, что можно передавать крутящий момент через гидротрансформатор, но лишь с переходом на гибридную дизель-электрическую тягу система в целом стала достаточно удобной и легкой.