Художник Брис Эссо: Я — творческая машина
Современный художник из Кот-д’Ивуара Брис Эссо приехал в Москву, чтобы открыть свою первую ретроспективу в галерее «Триумф» на Ильинке. В экспозицию проекта «W. E. — World’s End» вошли живопись и скульптура, созданные Эссо за последние 6 лет. «Сноб» поговорил с художником о том, почему он выбрал для себя скульптуру как основное направление работы, как объясняет идею единства и взаимосвязи человека через свое творчество, с какими материалами экспериментирует и почему считает себя слугой искусства, а не творцом.
В вашем искусстве прослеживается влияние традиций итальянского ренессанса. Я имею в виду материал — зачастую это мрамор. Но вы используете не только его. Обращаясь к африканским традициям, вы много работаете с глиной и другими «сырыми» материалами. Почему такой выбор?
Действительно, мое творчество очень, так скажем, материалоориентированное. Я всегда выбираю те варианты, которые кажутся мне наиболее адекватными идее. И это два взаимосвязанных понятия, они идут рука об руку. Либо материал, который я использую, диктует мне идею, либо, наоборот, материал определяется тем, что я хочу выразить и показать публике. Этот подход привел меня сразу в несколько направлений искусства.
А с какими еще материалами вы успели поработать? Есть ли любимые?
Ну, любимого у меня точно нет. Я работаю и с глиной, и с бронзой, а также со стеклом, деревом, серебром, золотом. Я не рассматриваю материал как инструмент. Для меня это часть одного целого, и, как я уже говорил, следствие идеи, за которой я иду. А в своем творчестве я их не ограничиваю.
Не знаю, что могло бы быть следующим. Пожалуй, меня интересует арома-тема. Я думаю о скульптуре как об аромате, и мне интересно использовать в своем творчестве ароматическую составляющую, добавить запах. А еще я хочу поглубже изучить стекло — это материал одновременно и прочный, и хрупкий. Думаю, работа с ним может принести интересный результат.
Сколько примерно работ в год у вас получается создать?
Ох, это сложный вопрос. Некоторые работы я создаю в своей студии в Абиджане (город в Кот-д’Ивуаре, экономический и культурный центр страны. — Прим. ред.), некоторые — в Италии. Более того, я сотрудничаю с ремесленниками, чтобы создавать прототипы изделий, начиная с одежды и заканчивая ювелирными изделиями и мебелью. Я много экспериментирую, поэтому не знаю, сколько в принципе произведений можно было бы создать за один год. Но в прошлом году получилось около 20–30 скульптур, в том числе бронзовых и мраморных. А живопись и рисунки я даже сосчитать не могу, потому что, как пришло вдохновение, так я и занялся делом.
Что назовете самым сложным в творческом пути?
Я бы сказал, что я — творческая машина. Я никогда не останавливаюсь и стараюсь быть максимально вовлеченным в процесс. Пожалуй, сложнее всего в нем — поиск идеи, потому что она, по сути, мне даже не принадлежит. Это танец между художником и самой жизнью. Игра-обманка, которая заставляет художника думать, будто он сам все придумал. Его идея. В конце концов, нужно быть порабощенным идеей, чтобы ее осуществить.
Представленное на выставке в «Триумфе» — это ваши свежие работы или есть что-то ретроспективное?
Да, я бы назвал выставку в «Триумфе» ретроспективой. Это собрание работ последних 5–6 лет, в том числе картины, которые я написал в прошлом году. А вот скульптура — это мраморная серия «Мигрантов», вторая часть цикла. Я сделал их в 2017 году, и это долгоиграющая история, посвященная идее тайны жизни.
Мне кажется, выставка получилась довольно интересной как раз потому, что она многообразна: разные идеи, разные стили и подходы, которые не обязательно следуют одной и той же теме, но создают любопытную инсталляцию, позволяющую зрителю цельно познакомиться с моим творчеством.
В интервью для OkayAfrica вы говорите, что стали скульптором для того, чтобы доказать саму возможность им быть, «чтобы показать, что африканцы способны вырезать искусство из камня». Но сейчас в вашем портфолио есть и живописные работы, например серия «Улыбка». Ваш интерес к скульптуре все еще в приоритете или вы пробуете себя в других направлениях?