Ключевой замысел проекта «W. E. — World’s End» — идеологическое единство мира

СНОБКультура

Художник Брис Эссо: Я — творческая машина

Беседовала Тамара Лорка

Брис Эссо. Фото: пресс-служба галереи «Триумф»

Современный художник из Кот-д’Ивуара Брис Эссо приехал в Москву, чтобы открыть свою первую ретроспективу в галерее «Триумф» на Ильинке. В экспозицию проекта «W. E. — World’s End» вошли живопись и скульптура, созданные Эссо за последние 6 лет. «Сноб» поговорил с художником о том, почему он выбрал для себя скульптуру как основное направление работы, как объясняет идею единства и взаимосвязи человека через свое творчество, с какими материалами экспериментирует и почему считает себя слугой искусства, а не творцом.

В вашем искусстве прослеживается влияние традиций итальянского ренессанса. Я имею в виду материал — зачастую это мрамор. Но вы используете не только его. Обращаясь к африканским традициям, вы много работаете с глиной и другими «сырыми» материалами. Почему такой выбор?

Действительно, мое творчество очень, так скажем, материалоориентированное. Я всегда выбираю те варианты, которые кажутся мне наиболее адекватными идее. И это два взаимосвязанных понятия, они идут рука об руку. Либо материал, который я использую, диктует мне идею, либо, наоборот, материал определяется тем, что я хочу выразить и показать публике. Этот подход привел меня сразу в несколько направлений искусства.

А с какими еще материалами вы успели поработать? Есть ли любимые?

Ну, любимого у меня точно нет. Я работаю и с глиной, и с бронзой, а также со стеклом, деревом, серебром, золотом. Я не рассматриваю материал как инструмент. Для меня это часть одного целого, и, как я уже говорил, следствие идеи, за которой я иду. А в своем творчестве я их не ограничиваю. 

Не знаю, что могло бы быть следующим. Пожалуй, меня интересует арома-тема. Я думаю о скульптуре как об аромате, и мне интересно использовать в своем творчестве ароматическую составляющую, добавить запах. А еще я хочу поглубже изучить стекло — это материал одновременно и прочный, и хрупкий. Думаю, работа с ним может принести интересный результат.

Фото: пресс-служба галереи «Триумф»

Сколько примерно работ в год у вас получается создать? 

Ох, это сложный вопрос. Некоторые работы я создаю в своей студии в Абиджане (город в Кот-д’Ивуаре, экономический и культурный центр страны. — Прим. ред.), некоторые — в Италии. Более того, я сотрудничаю с ремесленниками, чтобы создавать прототипы изделий, начиная с одежды и заканчивая ювелирными изделиями и мебелью. Я много экспериментирую, поэтому не знаю, сколько в принципе произведений можно было бы создать за один год. Но в прошлом году получилось около 20–30 скульптур, в том числе бронзовых и мраморных. А живопись и рисунки я даже сосчитать не могу, потому что, как пришло вдохновение, так я и занялся делом. 

Фото: пресс-служба галереи «Триумф»

Что назовете самым сложным в творческом пути?

Я бы сказал, что я — творческая машина. Я никогда не останавливаюсь и стараюсь быть максимально вовлеченным в процесс. Пожалуй, сложнее всего в нем — поиск идеи, потому что она, по сути, мне даже не принадлежит. Это танец между художником и самой жизнью. Игра-обманка, которая заставляет художника думать, будто он сам все придумал. Его идея. В конце концов, нужно быть порабощенным идеей, чтобы ее осуществить. 

Представленное на выставке в «Триумфе» — это ваши свежие работы или есть что-то ретроспективное? 

Да, я бы назвал выставку в «Триумфе» ретроспективой. Это собрание работ последних 5–6 лет, в том числе картины, которые я написал в прошлом году. А вот скульптура — это мраморная серия «Мигрантов», вторая часть цикла. Я сделал их в 2017 году, и это долгоиграющая история, посвященная идее тайны жизни. 

Мне кажется, выставка получилась довольно интересной как раз потому, что она многообразна: разные идеи, разные стили и подходы, которые не обязательно следуют одной и той же теме, но создают любопытную инсталляцию, позволяющую зрителю цельно познакомиться с моим творчеством.

В интервью для OkayAfrica вы говорите, что стали скульптором для того, чтобы доказать саму возможность им быть, «чтобы показать, что африканцы способны вырезать искусство из камня». Но сейчас в вашем портфолио есть и живописные работы, например серия «Улыбка». Ваш интерес к скульптуре все еще в приоритете или вы пробуете себя в других направлениях?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Один вечер в аду Один вечер в аду

Алексей Яблоков прогуливается по аду.

GQ
Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе

Как среди огромного потока «экспертных» советов найти полезные именно для себя?

РБК
Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов

Ресторатор Дмитрий Романов — почему он все еще художник, а не бизнесмен

СНОБ
Не пропускаете ни одного футбольного матча? Ученые говорят, что смотреть спортивные трансляции полезно для здоровья Не пропускаете ни одного футбольного матча? Ученые говорят, что смотреть спортивные трансляции полезно для здоровья

Ученые изучили влияние регулярного просмотра спортивных событий по телевизору

ТехИнсайдер
Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей

Правила ПДД, которые озадачивают любого водителя до сих пор

Maxim
Никита Волков Никита Волков

Никита Волков постучался в наши двери и сердечки задолго до роли архитектора

Собака.ru
Пауки и панельки Пауки и панельки

«Паутина страха»: новая хоррор-классика

Weekend
«Из бухты вон» или 10 смешных морских терминов времен парусных кораблей «Из бухты вон» или 10 смешных морских терминов времен парусных кораблей

Флотские словечки 19 века

ТехИнсайдер
Простое правило, о котором многие не задумываются: зачем нужно мыть многоразовые бутылки и как это делать Простое правило, о котором многие не задумываются: зачем нужно мыть многоразовые бутылки и как это делать

Позаботьтесь о своем здоровье и выработайте привычку мыть многоразовые бутылки

ТехИнсайдер
Что мы узнали о Павле Дурове из интервью Такеру Карлсону: 5 фактов Что мы узнали о Павле Дурове из интервью Такеру Карлсону: 5 фактов

Создатель «ВКонтакте» и Telegram дал первое масштабное интервью

Psychologies
Майя Дерен, Аньес Варда, Жюстин Трие: 10 женщин, которые изменили киноиндустрию Майя Дерен, Аньес Варда, Жюстин Трие: 10 женщин, которые изменили киноиндустрию

10 важных шагов женщин в истории кино, без которых оно развивалось бы иначе

Forbes
«Пусть еще погуляется…» Зое Богуславской — 100 лет «Пусть еще погуляется…» Зое Богуславской — 100 лет

Эссе Сергея Николаевича, посвященное Зое Богуславской

СНОБ
Остаться в живых Остаться в живых

10 навыков, необходимых путешественнику. Советы Миклухо-Маклая

Вокруг света
Печальные антропики Печальные антропики

Иван Чемакин: бриколаж как принцип

Weekend
Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа

Как Евгений Барсов создал единственную в стране пилотажную группу из девушек

Forbes
Новые имена. Пять избранных фильмов кинофестиваля «Дух огня — 2024» Новые имена. Пять избранных фильмов кинофестиваля «Дух огня — 2024»

Самые яркие картины форума «Дух огня — 2024»

СНОБ
«Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора» «Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора»

Что такое мотивированное рассуждение?

N+1
Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях

Призраки прошлого в мистическом романе Юлии Шляпниковой «Наличники»

СНОБ
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей

Бертран Бонелло о работе с Леей Сейду, всеобщем одиночестве и катастрофах

СНОБ
Почему в США все больше людей прибегает к стерилизации? Ответ напугал ученых! Почему в США все больше людей прибегает к стерилизации? Ответ напугал ученых!

Почему все больше молодых людей в США отказывается от планов иметь детей?

ТехИнсайдер
Лучшие сериалы, снятые по мотивам кинофильмов Лучшие сериалы, снятые по мотивам кинофильмов

Превращать любимый фильм в сериал — вовсе не современное изобретение

Maxim
«Нужны еще десятилетия»: как «Арифметика добра» уже 10 лет решает проблему сиротства «Нужны еще десятилетия»: как «Арифметика добра» уже 10 лет решает проблему сиротства

Как связаны помощь зависимым людям и число детей в учреждениях?

Forbes
Она в городе: существует ли комфортная урбанистическая среда для женщин в России Она в городе: существует ли комфортная урбанистическая среда для женщин в России

Как сделать, чтобы городская среда была удобной как для мужчин, так и для женщин

Forbes
Персона Грата Персона Грата

Комфортный минималистичный интерьер для большой семьи

SALON-Interior
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Узнайте, как жестокое обращение с детьми влияет на психику во взрослой жизни! Интересные факты Узнайте, как жестокое обращение с детьми влияет на психику во взрослой жизни! Интересные факты

Жестокое обращение в детстве негативно влияет на здоровье во взрослом возрасте

ТехИнсайдер
Половина зумеров сталкивается с выгоранием в первый год трудоустройства Половина зумеров сталкивается с выгоранием в первый год трудоустройства

Зумеры выгорают раньше всех, а миллениалы не любят свою профессию

Forbes
Семейные легенды Семейные легенды

Иван Волынский-Жуковский разбирает генезис своей семейной легенды

Правила жизни
Янис Чамалиди Янис Чамалиди

Помпейские росписи и работы медиахудожника Rinatto L'Bank в квартире дизайнера

Собака.ru
Открыть в приложении