Без пакетов и цветных бутылок: как не засорять окружающую среду отходами упаковки
Количество отходов, которое мы производим ежедневно, растет с каждым годом. Особенное беспокойство у экспертов вызывает упаковка — она быстрее самих товаров оказывается в мусорном ведре и, вопреки распространенному заблуждению, далеко не всегда попадает на переработку. О том, как минимизировать отходы упаковки и быть уверенными в том, что они не окажутся на полигоне, рассказывает руководительница Центра исследований EcoTechLab Ольга Никишкина.
Упаковка в онлайн и офлайн-ритейле
Делая покупки в супермаркете или онлайн, мы получаем не только сам товар, но иногда и целую гору упаковки, которая через очень короткое время станет не нужна, — упаковка выполнит одну из своих ключевых функций, «доставив» товар в целости и сохранности.
Обеспечение сохранности товара на пути от производства до потребителя, пожалуй, тот фактор, который не позволит в обозримом будущем полностью отказаться от одноразовой упаковки. При этом все активнее распространяются практики использования оборотной и многоразовой тары, а также продажа товаров в тару покупателя. Причем в ряде случаев используются приемы стимулирования обновленного потребительского поведения: скидки на кофе посетителям со своими кружками, отказ магазинов выдавать бесплатные пакеты на кассе — примеры самых популярных стратегий, способствующих сокращению одноразовых отходов, а заодно и расходов покупателя. При этом клиент может не отказываться от привычного образа жизни.
Однако в сегменте онлайн-торговли, бум развития которого пришелся на сложный период пандемии, экология далеко не сразу выходит на первый план. Невозможность отказаться от «пакетов-маек», фасовочных пакетов для овощей и фруктов, отсутствие контроля за соразмерностью упаковки и товара — пока еще достаточно распространенные минусы, с которыми даже экоответственному потребителю придется столкнуться, делая выбор в пользу заказа товаров онлайн.
Потребительская упаковка: удобство, маркетинг и экология
Выбор, который потребитель может сделать в пользу офлайн-покупок с использованием собственной многоразовой упаковки с целью сокращения упаковочных отходов, доступен не везде и не для каждой категории продуктов. Большую часть товаров все еще можно купить только в упакованном виде, и здесь очень ярко проявляется еще одна функция упаковки — маркетинговая.
Стоит, конечно, начать с того, что упаковка практически всегда служит для указания обязательной информации о составе продукта, его производителе и тому подобном, требуемых на законодательном уровне. Однако упаковка — это также отличительная черта продукта, с помощью которой производитель часто старается выделить товар на полке.
В случаях, когда упаковка служит в первую очередь маркетинговым целям, очень велик риск того, что она окажется избыточной и/или содержащей трудноперерабатываемые материалы. Действительно, пакет конфет в коробке с пластиковым окошком и разноцветной обечайкой (картонной упаковкой в виде ободка), с фольгированным тиснением, вдобавок запаянный в пленку и перевязанный подарочной лентой, в края которой вшита металлическая проволока, — упаковка явно избыточная, но привлекающая внимание и, к тому же, вполне способная считаться подарочной. Избыточен также, например, многослойный дой-пак (пластиковый пакет с донышком), красочный и хорошо держащий форму. Однако для покупателя он удобен, так как легок и не доставляет проблем при транспортировке.