5 ошибочных стратегий воспитания
Ничего не запрещать, держать в строгости, делать все «по уму», всецело поддерживать или избегать похвалы… Предлагаем взглянуть на каждый метод воспитания с трех точек зрения: родителя, ребенка и психолога.
1Ничего не запрещать
Один из широко распространенных и излюбленных современными родителями принципов воспитания сводится к простому правилу: ребенку надо все разрешать.
Родитель
Детство бывает раз в жизни, а в мире столько запретов, ограничений, что каждый успеет ими наесться. Но хотя бы пока, в кругу близких людей, ребенок может полностью реализовывать все свои желания. Он сам лучше всех знает, что ему надо, чего он хочет, поэтому достаточно прислушиваться к его желаниям и выполнять их.
Конечно, иногда он хочет чего-то невозможного, но ведь всегда можно отвлечь или предложить ему что-то еще более привлекательное, но дозволенное. Да, иногда он ведет себя вызывающе, неудобно для окружающих, но ничего, потерпят. Главное — чтобы он был доволен и счастлив.
Признаться, иногда его поведение раздражает, но это тоже не страшно. Ведь если не показывать вида, то он и не узнает об этом. Зато в будущем это окупится сторицей: он вырастет самостоятельным, свободомыслящим, успешным, будет всегда знать, чего ему хочется, будет добиваться этого несмотря ни на что. А там наверняка поймет, как много сил приложили родители к этому, и отблагодарит их.
Ребенок
Видимо, родители созданы специально для того, чтобы удовлетворять все желания. Но иногда они обманывают, делают так, как удобно им, выдавая это за то, что я хочу.
А каковы, собственно, мои желания, я не знаю. Мир так разнообразен, хочется всего попробовать. Я хочу то, что вижу в данный момент. Если удается это сейчас получить — неплохо (так и должно быть), а если нет, то это чудовищно и несправедливо!
Родители не могут быть для меня надежной опорой: они не учат тем правилам, которые есть в жизни, я могу управлять ими, но не опираться
Иногда я пытаюсь найти в них жесткость, устойчивость, проверяю, насколько они готовы идти у меня на поводу. В ответ они либо уступают, либо почему-то отвечают слишком резко. Иногда, когда они не дают мне отпора, я сержусь на них! Я люблю их доводить, искать, когда закончится их терпение. Они говорят, что я их довожу, а я просто хочу видеть в них сильных и взрослых, на которых можно опереться и которые не притворяются (пусть даже мне во благо).
Другие люди называют меня эгоистом, безответственным, поверхностным, но это вина моих родителей — они меня так воспитали. Поэтому изменить я ничего не могу, а вот иметь к ним претензии вправе.
Психолог
Родители избалованных детей — хорошие родители. Они очень стараются, прикладывают массу усилий, очень верят в своего ребенка, но благодарности и дружеских отношений, ранней независимости ребенка они, скорее всего, не получат.
Таким детям скоро становится трудно с окружающими: другие взрослые, а тем более сверстники, не намерены угождать любым прихотям и требованиям. Правда, такой ребенок учится добиваться своего, несмотря на запреты и правила, на мнения и чувства других людей, но вряд ли он будет от этого действительно счастлив. Они плохо понимают границы дозволенного и от этого страдают: ведь осуждение обрушивается на них всегда неожиданно.
Кроме того, с самим собой ему тоже не очень-то хорошо: он не умеет выбирать, его не научили расставлять приоритеты, у него страдает воля. Даже если ему кажется, что он знает, чего хочет, то добиться этого ему крайне сложно, ведь на пути к настоящим достижениям часто лежат и смирение, и отказ от чего-то, что для него невыносимо.
Таким детям часто сложно понимать и соблюдать правила, брать на себя ответственность за что-то, заботиться о ком-то, кроме себя
Многие родители полагают, что такой ребенок вырастает более самостоятельным, но это не правда. Любой ребенок нуждается в опеке, в тех, кто даст ему ясные и четкие ориентиры: что можно делать, а что нельзя, как хорошо вести себя, а как плохо.
Но это не значит, что баловать ребенка не нужно. Не стоит лишать себя и его этого удовольствия! Опасаться следует баловства, возведенного в принцип. Если же ребенка балуют время от времени, или в гостях у бабушки, или по праздникам, то в этом нет ничего плохого — от этого всем приятно и радостно!
2Маленький взрослый
Некоторые родители очень серьезно подходят к воспитанию. В этом случае они считают своим долгом втолковывать ребенку и законы мироустройства, и правила поведения. Подробные объяснения и по-взрослому серьезное отношение к ребенку могут иметь не только благоприятные последствия.
Родители
Мы хотим видеть нашего ребенка умным и понимающим. Лучший способ для этого — относиться к нему как к взрослому. Мы много разговариваем, отвечаем на его вопросы обо всем, что его интересует. Конечно, если мы что-то запрещаем, то подробно объясняем, почему этого нельзя делать. Если что-то просим (да-да, никогда не требуем, только просим), то объясняем, почему это важно и необходимо сделать.
Кажется, он должен все понимать, и он радует нас своими интеллектуальными способностями. Но вот объяснить ему что-то становится почему-то все труднее. Он становится очень требовательным, эмоциональным, иногда неуправляемым. На наши аргументы находит тысячу контраргументов. Непонятно, почему так происходит? Ведь мы все объясняем, всегда стремимся, чтобы он понял и принял все наши решения!
Ребенок
Мне так много объясняют, что я научился сам выстраивать логические цепочки не хуже родителей. Теперь им не удастся заговорить мне зубы и объяснить, что мыть посуду или делать уроки обязательно! А уж тем более доказать, что надо одеваться или вести себя так, как им хочется. В любых спорах мне легко одержать верх.
Если подумать, мне приятно, что родители относятся ко мне как к взрослому, но, честно говоря, мне хотелось бы от них не этого
Мне хочется, чтобы они услышали меня, переживали за то, что со мной происходит, а не объясняли это. Поэтому я иногда даже пугаю или злю их, чтобы хоть как-то заставить их сказать что-то эмоциональное, а не умное.
Другим людям со мной бывает тяжело. Я интересный собеседник, но переубедить меня в чем-то очень сложно: если уж я уперся, то не сдвинуть. Когда надо просто согласиться с правилами, быстро делать то, что сказано, я обязательно буду долго выяснять, кому и зачем это нужно. А другие взрослые этого почему-то не любят. Да и родители тоже не любят, я вижу, как они сердятся, но они все равно объясняют и объясняют.
Психолог
Излюбленное многими демократически настроенными родителями правило относиться к ребенку как к маленькому взрослому имеет существенный недостаток. На самом деле ребенок не является взрослым. Он пока не готов взять на себя ответственность за принимаемые решения, не может самостоятельно выбирать, потому что ему не хватает опыта. Да ему и рано за себя отвечать — на это и существуют мама и папа.
Однако когда родители все разъясняют ребенку, они как бы добиваются того, чтобы он принял решение самостоятельно. Это не совсем честно, потому что добиваются родители, чтобы он принял «единственно верное», то есть их собственное решение. Но у ребенка появляется иллюзия, что это он сам решил, исходя из логического обоснования.
Беда в том, что логически обосновать можно почти что угодно. Так и ребенок, привыкнув к такому отношению, начинает обосновывать решения, которые родителям совсем не нравятся. Но таковы правила игры, которые они сами приняли! Беда такой ситуации состоит в том, что ребенок получает много свободы, но мало ответственности (и это он легко обоснует), а родители — много ответственности, но мало власти.