Справляться с трудностями стоически: античные приемы, ставшие частью современной психотерапии
Стоическая философия, основа которой заключается в том, что даже самое тяжелое испытание можно преодолеть с помощью силы духа, возникла еще во времена раннего эллинизма. Тем не менее некоторые ее постулаты актуальны до сих пор и даже используются в современной психотерапии. Публикуем главу из книги Маркоса Васкеса «Стоики Побеждают» (Альпина Паблишер, 2022), чтобы вы смогли в этом убедиться, а также научились по-новому смотреть на трудности.
Негативное представление
«Пусть смерть и изгнание, как и все, что кажется ужасным, будут постоянно у тебя перед глазами». Эпиктет
Что ужасного может произойти в вашей жизни? Как вы на это отреагируете? Насколько вы готовы к бедам, с которыми другие сталкиваются ежедневно? Стоики советовали регулярно думать о том, что может пойти не так. В современном мире, где нас учат думать только о хорошем, этот совет может показаться странным. Однако представление о том, что все в жизни будет идти по плану, лишь усиливает страдания, когда мы встречаемся с неизбежными трудностями.
Как говорил Сенека, непредвиденные трудности хуже вдвойне. Чтобы не дать проблемам застать их врасплох, стоики практиковали технику, называемую «Заблаговременное обдумывание плохого», суть которой — размышление над тем, чего мы боимся.
Ее можно применять к любым страхам, хотя, на взгляд стоиков, она больше всего подходит для страха бедности, болезни, смерти близкого или изгнания. Стоики утверждали, что размышления о худшем из исходов имеют множество полезных сторон. Рассмотрим основные из них.
Принятие нейтрального
Прежде всего стоики стремились воспринимать как нейтральные те события, которые были катастрофой для других. По их мнению, ничто внешнее не бывает ни плохим, ни хорошим, оно может быть только нейтральным. Категории хорошего и плохого относятся только к нашим действиям, и ничто, кроме самой смерти (о которой мы скоро поговорим), не может помешать нам в будущем поступать добродетельно.
Следовательно, нам нужно привыкнуть к восприятию этих вероятных событий как непредпочитаемого нейтрального. Плохо не то, что они случаются, а то, что мы плохо на них реагируем. Относясь к ним как к нейтральному, мы уменьшаем свою тревогу. Эпиктет рекомендовал своим ученикам говорить страхам: «Это меня не затрагивает» или «Что мне неподвластно, то мне безразлично».
Принятие превентивных мер
Иррациональный оптимизм может вам навредить. Зачем принимать меры предосторожности, если вы убеждены, что все будет прекрасно? В мире бизнеса часто используется такой инструмент, как премортем (premortem) — «предсмертный» анализ, позволяющий избежать опасностей, связанных с чрезмерным оптимизмом.
Прежде чем запускать крупный проект или принимать важное решение, команда специалистов пытается заглянуть в будущее и представить, что может пойти не так. В результате выявляются риски, которые были упущены. Нельзя предотвратить то, что вы не можете предвидеть. Конечно, подходить к этому нужно рационально, чтобы меры предосторожности были адекватны реальной вероятности. Не каждый вероятный риск требует превентивных мер, но, представив возможные причины неудачи, вы повысите шансы на то, что все пройдет как надо. Эту технику можно использовать во всех сферах жизни.