Краски автомобильной рекламы до 1917 года

АвтопилотАвто

В цвете давних событий

Краски автомобильной рекламы до 1917 года

Иван Баранцев

Дореволюционная Россия обычно представляется нам каким-то черно-белым миром, поскольку знаем мы о ней благодаря черно-белым фотографиям и такой же кинохронике. О том, какой тогда была жизнь в цвете, мы можем судить разве что по живописи, костюмам и другим разным артефактам той поры, наподобие плакатов и журнальной рекламы. В том числе и автомобильной.

Реклама фабрики «Руссия» из Риги, выпускавшей резиновые шины для велосипедов, мотоциклов, экипажей и автомобилей – все эти транспортные средства видны на рисунке. Под таким названием фабрика существовала с момента основания в 1897 году и до 1910 года, когда стала акционерным обществом «Каучук».

Недавно ученые исследовали восприятие черно-белой и цветной рекламы, конечно же, с целью правильного планирования рекламных кампаний. Оказалось, что при просмотре черно-белой рекламы потребители больше обращают внимание на ключевые, наиболее важные преимущества рекламируемого продукта, а вот цветная реклама заставляет замечать только отдельные детали, причем даже не самые важные. К примеру, посмотрев на черно-белую рекламу автомобиля, потенциальные покупатели запомнят тип кузова и расход топлива, а цветная реклама обратит внимание, например, на форму передней консоли.

Фабрика «Дукс» была одним из первых в России производителей «самодвижущихся экипажей», а эта реклама – одна из первых цветных на автомобильную тематику. Очевидно, в плакате использовался готовый шаблон, поскольку рисунки велосипеда, парового и бензинового автомобилей просто вписаны в заранее предусмотренное пустое пространство. Теоретически такой шаблон позволял рекламировать все что угодно. Примерное время создания – самое начало ХХ века.

Журнал «Автомобилист» начал выходить в Москве в 1908 году. Конечно же, он был черно-белым, не считая того, что обложки печатались на серой бумаге. Но один номер, посвященный Международной автомобильной выставке, сделали с обложкой красного цвета, причем текст с информацией о стенде журнала выполнили синим. На обложке присутствует изображение Московского манежа, где проходила выставка, и реклама автомобильного магазина «Г. Марк и К».

У продавцов автомобилей в дореволюционной России, естественно, были те же задачи, хотя подобных исследований тогда никто не проводил. Да и печатные издания в те времена были почти все сплошь черно-белые, и лишь изредка встречались цветные изображения, преимущественно рисунки.

Товарищество «Братья Нобель» занимало первое место в дореволюционной России по добыче и переработке нефти. К 1916 году по всей стране работало 434 склада, где можно было купить бензин первого или второго сорта, более 70 сортов масла, графитную мазь, солидол, вазелин, парафин и другие продукты, получаемые из нефти. Плакат начала десятых годов ХХ века изображает главных потребителей – автомобиль, аэроплан и моторную лодку, причем автомобиль явно доминирует.

Поэтому наше исследование автомобильной рекламы проходило в обратном порядке. Известно, что сохранилось несколько плакатов, а также подшивки прессы – петербургский журнал «Автомобиль» и московский «Автомобилист», причем уровень полиграфии последнего был намного выше столичного. И это тоже один из признаков времени. Кроме специализированных изданий, реклама автомобилей встречалась в спортивных, авиационных и военно-патриотических журналах.

Реклама резиновой мануфактуры «Проводник» из журнала «Автомобилист» за 1911 год – еще один пример привлечения внимания простым добавлением одного цвета, в данном случае – красного. Из продукции изображена только одна покрышка модели «Колумб» с рисунком-елочкой, хотя под таким названием выпускались также шины с гладким протектором или заклепками. «Елочка» здесь еще тонкая, впоследствии линии станут толще, а сами выступы – больше.

Рассматривая старые плакаты и листая журналы, мы постарались не только найти цветные картинки, но и выявить какие-то характерные приемы и закономерности, присущие рекламе тех лет. Спланировать современную рекламную кампанию на основании этой информации вряд ли получится, но пригодиться может.

Цветной плакат резиновой мануфактуры «Треугольник», кстати главного конкурента «Проводника», рекламирует не только покрышки, но и камеры. Автомобильная резина в те годы была не однообразно-черной, как сейчас, а разноцветной – белой, красной, серой и других цветов. Именно это и отобразил художник, нарисовав красную камеру и серые покрышки. К сожалению, он не оставил своего автографа, как это принято у художников, поэтому кто автор, остается только гадать.
Красный цвет в рекламе Mercedes из журнала «Автомобилист» за 1911 год выделяет только самые главные слова в тексте. Бесклапанные моторы в то время были в моде, поскольку работали бесшумно за счет применения гильзового газораспределения вместо клапанов с пружинами и распределительного вала. Наличие собственного отделения завода тоже считалось преимуществом, поскольку будущий автовладелец покупал «Мерседес» сразу у производителя, а не у посредника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
ИИ выходит на работу ИИ выходит на работу

Знание ИИ — новый стандарт на рынке труда

Ведомости
Око за оком Око за оком

Ослепление противников практиковалось с древнейших времён

Дилетант
Самая большая порода котов Самая большая порода котов

Какого кота или кошку завести, если ваша душа требует большой кошачьей любви.

Maxim
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Пляжный гид Пляжный гид

Где и как можно загорать и купаться в городе

Лиза
«Социальные науки как колдовство» «Социальные науки как колдовство»

Можно ли за цифрами спрятать несостоятельность научной мысли

N+1
Отыграть назад: почему камбэки старых групп стали настолько сильно всем нужны Отыграть назад: почему камбэки старых групп стали настолько сильно всем нужны

Почему вернувшиеся старые группы живут свою лучшую жизнь?

Правила жизни
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Чистая психология: как осанка влияет на нашу самооценку Чистая психология: как осанка влияет на нашу самооценку

Как прямая спина и расправленные плечи влияют на психическое состояние?

ТехИнсайдер
«Без правил»: как спортивная драма о боксе дестигматизирует страх не стать чемпионом «Без правил»: как спортивная драма о боксе дестигматизирует страх не стать чемпионом

«Без правил»: необычная и бессобытийная драма о спорте

Forbes
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Что такое аэройога: чем она полезна, упражнения для йоги в гамаках Что такое аэройога: чем она полезна, упражнения для йоги в гамаках

Аэройога: антистресс и тренажер для развития гибкости

РБК
Субмарининг в отношениях: когда партнер исчезает и появляется как подводная лодка Субмарининг в отношениях: когда партнер исчезает и появляется как подводная лодка

Субмарининг: что это такое и почему люди так себя ведут?

VOICE
Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента

Какие ошибки чаще всего допускает бизнес при выборе платежного агента

Inc.
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак

Породы собак, воспитывать которые очень сложно из-за их упрямого характера

ТехИнсайдер
Пять качеств личности, которые приводят к успеху Пять качеств личности, которые приводят к успеху

Что помогает предпринимателю привлекать команду и выстраивать сильный бизнес?

Inc.
Это что за лабубу? Это что за лабубу?

Какие игрушки выбирают дети и почему

Новый очаг
Базальты с обратной стороны Луны возникли из истощенной мантии Базальты с обратной стороны Луны возникли из истощенной мантии

Источником базальтов, добытых станцией «Чанъэ-6», была мантия из слоев Луны

N+1
Колорадские жабы оказались под угрозой из-за высокого спроса на их психоактивный яд Колорадские жабы оказались под угрозой из-за высокого спроса на их психоактивный яд

Почему снижается численность колорадских жаб

N+1
Путь гайдзина Путь гайдзина

Деловой этикет для тех, кто собирается делать бизнес с японскими партнерами

RR Люкс.Личности.Бизнес.
По зову Азова По зову Азова

Пляжи, достопримечательности и лучшие места для туризма на Азовском море

Лиза
Газ, вода и стальные трубы Газ, вода и стальные трубы

Как российский рынок выпуска ТБД исчерпал текущий потенциал

Монокль
Музыкальное образование может снизить возрастные когнитивные изменения Музыкальное образование может снизить возрастные когнитивные изменения

Как обучение музыке защищает мозг от одной из распространенных проблем старения

ТехИнсайдер
Кадры заколебались Кадры заколебались

Ротация высших региональных чиновников вернулась к стандартному уровню

Ведомости
Какие виды меда бывают и как получают разные сорта Какие виды меда бывают и как получают разные сорта

Обратимся к пчеловодству, чтобы узнать, как получают разные сорта меда

ТехИнсайдер
Открыть в приложении