В России появятся экспериментальные знаки, которые противоречат привычным

АвтоМирОбщество

Опасные опыты

В России будут применяться экспериментальные знаки, которые противоречат привычным. Как в этой ситуации быть водителям и пешеходам?

Текст: Алексей Лучников

Уже с 1 мая вступил в силу новый национальный стандарт ГОСТ Р 58398-2019 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения». В медиапространстве эта новость была подана как победа столичного правительства над ГИБДД, мол, «продавили» все-таки применение уменьшенных дорожных знаков. Но если бы дело было только в размере знаков…

Немного истории. Новый стандарт трансформировался из принятого полтора года назад предварительного национального стандарта – обычно такие документы принимаются для экспериментальной проверки новых технологий. Разработан он был проектным техническим комитетом, сформированным небезызвестным экспертным центром Probok.net. Помимо знаков меньшего размера, в нем есть и другие нововведения, включая целый набор «гибридных» знаков, совмещающих на одной табличке по два-три разных знака (например, вызывающее улыбку обозначение платной парковки в виде символа «₽» вместо буквы «Р»). Уменьшая не только размер знаков, но и их количество, разработчики пошли навстречу пожеланиям столичных властей об избавлении от «визуального мусора».

Еще одна идея, которую неоднократно зарубали представители МВД, Минтранса и экспертного сообщества о разрешении поворота направо на красный сигнал светофора, тоже нашла отражение в стандарте. Как говорится, не мытьем, так катаньем.

Замена одних знаков на другие – отличный способ потратить лишние деньги из бюджета, при том, что на безопасность обновление если и повлияет, то в худшую сторону

Безопасность? Это вряд ли

На самом деле принятие нового стандарта спутало карты не только владельцам дорог, ответственным за организацию дорожного движения, но и его рядовым участникам. Наряду с экспериментальными будут действовать и общепринятые знаки, требования к которым и правилам их применения закреплены в национальных стандартах ГОСТ Р 52290-2004 и 52289-2004 соответственно (кстати, они в настоящее время перерабатываются, и там тоже заложена идея об уменьшении размеров знаков), а также в Правилах дорожного движения.

Стандарт на экспериментальные знаки вступает в противоречие с действующими нормативными актами. Это означает, что применение новых средств организации дорожного движения способно запутать и водителей, и пешеходов. Понятное дело, что их безопасность от этого, как минимум, не выиграет.

В случае же, например, поворота направо на красный сигнал светофора, о возможности которого предупреждает табличка с зеленой стрелкой, водителей будут просто-напросто штрафовать, так как ни в Правилах дорожного движения, ни в Кодексе об административных правонарушениях ни о каких экспериментальных знаках нет ни слова. Произойдет ДТП – крайним тоже окажется водитель, поехавший на запрещающий сигнал.

Стоит ли говорить о том, что новые знаки, равно как и поворот на красный противоречат международным обязательствам России, закрепленным, главным образом, Конвенцией 1968 года о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах? Уже одного этого достаточно, чтобы обжаловать новый стандарт в Верховном суде.

Дорожникам тоже придется долго думать, прежде чем применять экспериментальные знаки. Конечно, они могут отказаться от применения ГОСТа. Но в некоторых регионах (та же Москва) власти не боятся экспериментов и могут продавливать установку знаков. Как ослушаться своего работодателя?

При этом надо быть готовым к санкциям со стороны дорожной полиции (она не подчиняется региональным властям), которая призвана следить за соответствием организации дорожного движения установленным правилам. Обнаружены противоречия – получите огромный штраф. Скажем, за применение уменьшенных знаков московский Центр организации дорожного движения был оштрафован судом с подачи столичной же Госавтоинспекцией на 200 тысяч рублей.

Федеральные власти полны решимости оспорить принятие нового национального стандарта. Благо, оснований для этого хоть отбавляй. Будем надеяться, что эти усилия увенчаются успехом, и на российских дорогах порядка станет больше.

Дорожникам придется долго думать, прежде чем применять экспериментальные уменьшенные знаки. Да, городские власти могут их хотеть, но ГИБДД вряд ли согласует...

Зеленый для красного

О возможности разрешить поворот направо на красный сигнал светофора заговорили несколько лет назад. Несмотря на то, что обыватель относится к этой идее благосклонно, она не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. К этому выводу пришли специалисты МВД, Минтранса и других заинтересованных ведомств по итогам анализа предложения общественников. Вывод чиновников единодушно поддержало и академическое сообщество из разных регионов – от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Формальное основание – противоречие международному праву, которое, как известно из Конституции, превалирует над национальными положениями. Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года предписывает на красный стоять без каких бы то ни было оговорок. Фактически же такое нововведение, если оно будет реализовано в Правилах дорожного движения, повлечет создание реальной опасности для водителей и пешеходов, которые могут оказаться на пути решившего проехать на красный. Авторы идеи раздраженно машут рукой в адрес чиновников-ретроградов. Дескать, в мире это успешно работает и никто не жалуется. Но это лукавство! На самом деле страны, где подобная норма применяется, можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем безоблачной ее тоже назвать нельзя, так как проблемы возникают регулярно. Пожелаем правительству мудрости воздержанности от необдуманных решений.

Фото: Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Александр Шумский/«Экспертный центр Probok.net»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Защитное снаряжение Защитное снаряжение

Универсал повышенной проходимости Audi A6 allroad quattro сменил поколение

АвтоМир
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
Новости о детях Новости о детях

Причины развития игровой зависимости и последствия жестокости на экране

Здоровье
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Пляжный гид Пляжный гид

Где и как можно загорать и купаться в городе

Лиза
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни

Почему летать через Северный полюс до сих пор рискованно

ТехИнсайдер
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов 5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов

Какие «суперспособности» станут реальностью уже к 2030 году — и какой ценой?

Maxim
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Палеогенетики уточили популяционную историю Таримской впадины Палеогенетики уточили популяционную историю Таримской впадины

Как ученые анализировали геномы древних людей из Таримской впадины

N+1
Любви все возрасты покорны Любви все возрасты покорны

Встретить свою судьбу можно и после 60 лет: история Светланы Черновой

Лиза
Квас vs кефир Квас vs кефир

Окрошка: история и секреты любимого освежающего русского супа

Лиза
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки 55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки

Как «серебряное поколение» адаптируется к новым карьерным реалиям

Forbes
«Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов «Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов

Николаса Уинстона, британского филантропа, не просто так называют «Шиндлером»

ТехИнсайдер
«Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей «Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей

Forbes Woman исследовал гендерные аспекты приемного родительства

Forbes
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
Пластмассовый мир (не) победил Пластмассовый мир (не) победил

Насколько глубоко гаджеты проникли в нашу жизнь?

Правила жизни
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино» Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино»

Все гладко складывается только в плохом кино

Коллекция. Караван историй
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Не вместо, а вместе Не вместо, а вместе

Как гаджеты трансформировали некоторые профессии и что ждет их в ближайшие годы

Правила жизни
Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались

Зачем вообще была придумана практика перевода часов на зимнее время?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении