В России появятся экспериментальные знаки, которые противоречат привычным

АвтоМирОбщество

Опасные опыты

В России будут применяться экспериментальные знаки, которые противоречат привычным. Как в этой ситуации быть водителям и пешеходам?

Текст: Алексей Лучников

Уже с 1 мая вступил в силу новый национальный стандарт ГОСТ Р 58398-2019 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения». В медиапространстве эта новость была подана как победа столичного правительства над ГИБДД, мол, «продавили» все-таки применение уменьшенных дорожных знаков. Но если бы дело было только в размере знаков…

Немного истории. Новый стандарт трансформировался из принятого полтора года назад предварительного национального стандарта – обычно такие документы принимаются для экспериментальной проверки новых технологий. Разработан он был проектным техническим комитетом, сформированным небезызвестным экспертным центром Probok.net. Помимо знаков меньшего размера, в нем есть и другие нововведения, включая целый набор «гибридных» знаков, совмещающих на одной табличке по два-три разных знака (например, вызывающее улыбку обозначение платной парковки в виде символа «₽» вместо буквы «Р»). Уменьшая не только размер знаков, но и их количество, разработчики пошли навстречу пожеланиям столичных властей об избавлении от «визуального мусора».

Еще одна идея, которую неоднократно зарубали представители МВД, Минтранса и экспертного сообщества о разрешении поворота направо на красный сигнал светофора, тоже нашла отражение в стандарте. Как говорится, не мытьем, так катаньем.

Замена одних знаков на другие – отличный способ потратить лишние деньги из бюджета, при том, что на безопасность обновление если и повлияет, то в худшую сторону

Безопасность? Это вряд ли

На самом деле принятие нового стандарта спутало карты не только владельцам дорог, ответственным за организацию дорожного движения, но и его рядовым участникам. Наряду с экспериментальными будут действовать и общепринятые знаки, требования к которым и правилам их применения закреплены в национальных стандартах ГОСТ Р 52290-2004 и 52289-2004 соответственно (кстати, они в настоящее время перерабатываются, и там тоже заложена идея об уменьшении размеров знаков), а также в Правилах дорожного движения.

Стандарт на экспериментальные знаки вступает в противоречие с действующими нормативными актами. Это означает, что применение новых средств организации дорожного движения способно запутать и водителей, и пешеходов. Понятное дело, что их безопасность от этого, как минимум, не выиграет.

В случае же, например, поворота направо на красный сигнал светофора, о возможности которого предупреждает табличка с зеленой стрелкой, водителей будут просто-напросто штрафовать, так как ни в Правилах дорожного движения, ни в Кодексе об административных правонарушениях ни о каких экспериментальных знаках нет ни слова. Произойдет ДТП – крайним тоже окажется водитель, поехавший на запрещающий сигнал.

Стоит ли говорить о том, что новые знаки, равно как и поворот на красный противоречат международным обязательствам России, закрепленным, главным образом, Конвенцией 1968 года о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах? Уже одного этого достаточно, чтобы обжаловать новый стандарт в Верховном суде.

Дорожникам тоже придется долго думать, прежде чем применять экспериментальные знаки. Конечно, они могут отказаться от применения ГОСТа. Но в некоторых регионах (та же Москва) власти не боятся экспериментов и могут продавливать установку знаков. Как ослушаться своего работодателя?

При этом надо быть готовым к санкциям со стороны дорожной полиции (она не подчиняется региональным властям), которая призвана следить за соответствием организации дорожного движения установленным правилам. Обнаружены противоречия – получите огромный штраф. Скажем, за применение уменьшенных знаков московский Центр организации дорожного движения был оштрафован судом с подачи столичной же Госавтоинспекцией на 200 тысяч рублей.

Федеральные власти полны решимости оспорить принятие нового национального стандарта. Благо, оснований для этого хоть отбавляй. Будем надеяться, что эти усилия увенчаются успехом, и на российских дорогах порядка станет больше.

Дорожникам придется долго думать, прежде чем применять экспериментальные уменьшенные знаки. Да, городские власти могут их хотеть, но ГИБДД вряд ли согласует...

Зеленый для красного

О возможности разрешить поворот направо на красный сигнал светофора заговорили несколько лет назад. Несмотря на то, что обыватель относится к этой идее благосклонно, она не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. К этому выводу пришли специалисты МВД, Минтранса и других заинтересованных ведомств по итогам анализа предложения общественников. Вывод чиновников единодушно поддержало и академическое сообщество из разных регионов – от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Формальное основание – противоречие международному праву, которое, как известно из Конституции, превалирует над национальными положениями. Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года предписывает на красный стоять без каких бы то ни было оговорок. Фактически же такое нововведение, если оно будет реализовано в Правилах дорожного движения, повлечет создание реальной опасности для водителей и пешеходов, которые могут оказаться на пути решившего проехать на красный. Авторы идеи раздраженно машут рукой в адрес чиновников-ретроградов. Дескать, в мире это успешно работает и никто не жалуется. Но это лукавство! На самом деле страны, где подобная норма применяется, можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем безоблачной ее тоже назвать нельзя, так как проблемы возникают регулярно. Пожелаем правительству мудрости воздержанности от необдуманных решений.

Фото: Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Александр Шумский/«Экспертный центр Probok.net»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Peugeot 301: Львенок для всей семьи Peugeot 301: Львенок для всей семьи

Автомобиль В-класса совсем необязательно должен быть маленьким

АвтоМир
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Ускоритель гражданской позиции Ускоритель гражданской позиции

Россию окончательно выкинули из Европейской организации ядерных исследований

Монокль
5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык 5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Пять психологических терминов из англоязычного интернета

РБК
Предисловие Предисловие

Нас окружает множество вещей, в которые вшиты незаметные глазу символы

Вокруг света
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Цена труда Цена труда

Как меняется уровень заработной платы и производительности труда в России?

Ведомости
Как разглядеть планету в далекой галактике? Как разглядеть планету в далекой галактике?

Сначала — предположения, потом — тысячи подтверждений: как ищут экзопланеты

Наука и техника
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Александр Невский и его время Александр Невский и его время

Александр Невский правил в тяжелое для нашего отечества время

Знание – сила
Сев в условиях нехватки влаги Сев в условиях нехватки влаги

Почему сокращаются посевы зерновых культур

Агроинвестор
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Стать девушке солдатом на войне… Стать девушке солдатом на войне…

Война глазами одной из 200 девушек комсомолок-добровольцев

Знание – сила
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Открыть в приложении