В России появятся экспериментальные знаки, которые противоречат привычным

АвтоМирОбщество

Опасные опыты

В России будут применяться экспериментальные знаки, которые противоречат привычным. Как в этой ситуации быть водителям и пешеходам?

Текст: Алексей Лучников

Уже с 1 мая вступил в силу новый национальный стандарт ГОСТ Р 58398-2019 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения». В медиапространстве эта новость была подана как победа столичного правительства над ГИБДД, мол, «продавили» все-таки применение уменьшенных дорожных знаков. Но если бы дело было только в размере знаков…

Немного истории. Новый стандарт трансформировался из принятого полтора года назад предварительного национального стандарта – обычно такие документы принимаются для экспериментальной проверки новых технологий. Разработан он был проектным техническим комитетом, сформированным небезызвестным экспертным центром Probok.net. Помимо знаков меньшего размера, в нем есть и другие нововведения, включая целый набор «гибридных» знаков, совмещающих на одной табличке по два-три разных знака (например, вызывающее улыбку обозначение платной парковки в виде символа «₽» вместо буквы «Р»). Уменьшая не только размер знаков, но и их количество, разработчики пошли навстречу пожеланиям столичных властей об избавлении от «визуального мусора».

Еще одна идея, которую неоднократно зарубали представители МВД, Минтранса и экспертного сообщества о разрешении поворота направо на красный сигнал светофора, тоже нашла отражение в стандарте. Как говорится, не мытьем, так катаньем.

Замена одних знаков на другие – отличный способ потратить лишние деньги из бюджета, при том, что на безопасность обновление если и повлияет, то в худшую сторону

Безопасность? Это вряд ли

На самом деле принятие нового стандарта спутало карты не только владельцам дорог, ответственным за организацию дорожного движения, но и его рядовым участникам. Наряду с экспериментальными будут действовать и общепринятые знаки, требования к которым и правилам их применения закреплены в национальных стандартах ГОСТ Р 52290-2004 и 52289-2004 соответственно (кстати, они в настоящее время перерабатываются, и там тоже заложена идея об уменьшении размеров знаков), а также в Правилах дорожного движения.

Стандарт на экспериментальные знаки вступает в противоречие с действующими нормативными актами. Это означает, что применение новых средств организации дорожного движения способно запутать и водителей, и пешеходов. Понятное дело, что их безопасность от этого, как минимум, не выиграет.

В случае же, например, поворота направо на красный сигнал светофора, о возможности которого предупреждает табличка с зеленой стрелкой, водителей будут просто-напросто штрафовать, так как ни в Правилах дорожного движения, ни в Кодексе об административных правонарушениях ни о каких экспериментальных знаках нет ни слова. Произойдет ДТП – крайним тоже окажется водитель, поехавший на запрещающий сигнал.

Стоит ли говорить о том, что новые знаки, равно как и поворот на красный противоречат международным обязательствам России, закрепленным, главным образом, Конвенцией 1968 года о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах? Уже одного этого достаточно, чтобы обжаловать новый стандарт в Верховном суде.

Дорожникам тоже придется долго думать, прежде чем применять экспериментальные знаки. Конечно, они могут отказаться от применения ГОСТа. Но в некоторых регионах (та же Москва) власти не боятся экспериментов и могут продавливать установку знаков. Как ослушаться своего работодателя?

При этом надо быть готовым к санкциям со стороны дорожной полиции (она не подчиняется региональным властям), которая призвана следить за соответствием организации дорожного движения установленным правилам. Обнаружены противоречия – получите огромный штраф. Скажем, за применение уменьшенных знаков московский Центр организации дорожного движения был оштрафован судом с подачи столичной же Госавтоинспекцией на 200 тысяч рублей.

Федеральные власти полны решимости оспорить принятие нового национального стандарта. Благо, оснований для этого хоть отбавляй. Будем надеяться, что эти усилия увенчаются успехом, и на российских дорогах порядка станет больше.

Дорожникам придется долго думать, прежде чем применять экспериментальные уменьшенные знаки. Да, городские власти могут их хотеть, но ГИБДД вряд ли согласует...

Зеленый для красного

О возможности разрешить поворот направо на красный сигнал светофора заговорили несколько лет назад. Несмотря на то, что обыватель относится к этой идее благосклонно, она не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. К этому выводу пришли специалисты МВД, Минтранса и других заинтересованных ведомств по итогам анализа предложения общественников. Вывод чиновников единодушно поддержало и академическое сообщество из разных регионов – от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Формальное основание – противоречие международному праву, которое, как известно из Конституции, превалирует над национальными положениями. Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года предписывает на красный стоять без каких бы то ни было оговорок. Фактически же такое нововведение, если оно будет реализовано в Правилах дорожного движения, повлечет создание реальной опасности для водителей и пешеходов, которые могут оказаться на пути решившего проехать на красный. Авторы идеи раздраженно машут рукой в адрес чиновников-ретроградов. Дескать, в мире это успешно работает и никто не жалуется. Но это лукавство! На самом деле страны, где подобная норма применяется, можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем безоблачной ее тоже назвать нельзя, так как проблемы возникают регулярно. Пожелаем правительству мудрости воздержанности от необдуманных решений.

Фото: Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Александр Шумский/«Экспертный центр Probok.net»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из какого класса? Из какого класса?

Большой седан Kia K900 очень хочет попасть в высшее общество

АвтоМир
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Битва за коэффициент рождаемости Битва за коэффициент рождаемости

Почему население планеты сокращается и чего нам ждать в будущем?

Монокль
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Следствие вели Следствие вели

Как множество специалистов не смогли выяснить все детали дела Кеннеди?

Дилетант
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Органоидный интеллект: революция в биокомпьютинге и медицине Органоидный интеллект: революция в биокомпьютинге и медицине

Ученые надеются, что органоидный интеллект изменит подход к вычислениям

Inc.
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы

Есть ли риск поражения молнией и могут ли навредить электромагнитные поля от ЛЭП

ТехИнсайдер
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Почему дети не понимают эмоции взрослых Почему дети не понимают эмоции взрослых

Ученые выяснили, почему дети часто неправильно интерпретируют эмоции взрослых

ТехИнсайдер
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта

Какие цифровые инструменты используются при измельчении руд

ТехИнсайдер
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить

Рассказываем, что происходит в Газе с продовольствием и что к этому привело

Forbes
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы

Несколько рабочих способов вернуть вещам чистый вид после пятен санскрина

ТехИнсайдер
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Точное определение Точное определение

От идеи журналиста до легенды футбола: история Суперкубка УЕФА

Ведомости
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Открыть в приложении