На топливном рынке России кризис. Разбираемся в его причинах

АвтоМирАвто

Огнеопасно

На топливном рынке России кризис. Разбираемся в его причинах и ждем серьезного увеличения стоимости бензина и дизеля уже к лету

Текст Илья Фишер

Когда хорошо информированные дяденьки в дорогих костюмах начинают рассуждать о цене на бензин, не особенно посвещенным в нюансы обычным потребителям топлива хочется провалиться сквозь землю. Куда угодно, только бы не слышать «убедительной» логики того, почему при дешевой нефти, когда в других странах цены на топливо падают, в России они только повышаются. И конца этому повышению не видно. Сегодня, как вы поняли, мы опять говорим о дорожающем бензине, поводом для чего послужила критическая ситуация, сложившаяся на оптовом рынке нефтепродуктов. Сразу после выборов президента на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже бензин круто попер вверх. И это подорожание как пить дать скоро докатится до розницы – то есть до наших с вами кошельков.

А какого черта?

Помните цитату из классического фильма, предопределившую всю нашу нынешнюю жизнь: «Белые пришли – грабют, красные пришли – грабют… Куда бедному крестьянину податься?» Так и с бензином. Нефть и рынок растут – топливо дорожает. Нефть стала вдвое дешевле, рынок просел – бензин дорожает еще быстрее! Впрочем, сегодня у нас речь не об этой примитивной коллизии. Ясно, что в России экономические законы работают сикось-накось. В кризисные времена, когда годовой бюджет принимается с дефицитом более триллиона рублей, наполнять его приходится из наиболее быстрых и понятных источников. Например, отлить в государственную «цистерну» пару лишних бочек топлива из каждого бензовоза. Так, если во время рыночного всплеска цена бензина повышалась по естественным экономическим причинам – рост спроса, то при недостатке средств в казне, как сегодня, государство просто повышает акцизы на топливо, увеличивая тем самым финансовое бремя конечного потребителя. Что и произошло в очередной раз: 2018-й стал годом двухразового повышения акцизов на топливо (не путать с двукратным). С 1 января акциз на топливо в среднем вырос на 11,7% (это примерно +50 копеек к цене литра). И чуть менее значительно, в среднем еще на 7% (что составит примерно те же +50 копеек), он еще раз повысится с 1 июля. Каково?

Гром и молнии

Однако чиновники по традиции делают хорошую мину при плохой игре. Им «кажется», что администативным ресурсом, обещая кару небесную – штрафы и санкции, – они заставят продавцов топлива взять на себя большую часть финансового бремени. Дескать, потребитель не почувствует серьезного удорожания. В результате крупные вертикально-ориентированные производители-продавцы (им в России принадлежит порядка 60% розницы) начали придерживать оптовые поставки несетевым игрокам. Охота им сбрасывать топливо по дешевке, когда оно в самом росте? Но глава ФАС Артемьев, словно Зевс, мечет в них гром и молнии, по сути пытаясь заставить оптовиков работать себе в убыток. Но так экономика не работает, СССР это разок уже доказал. По единодушному мнению независимых рыночных экспертов из Thomson Reuters Kortes, Vygon Consulting, а также наших РСПП и ВШЭ, маржинальность не только владельцев бензоколонок, но и производителей топлива в последние месяцы близка к отрицательным величинам. В самом конце марта Илья Мороз, председатель правления Совета по товарным рынкам, объединяющего независимых трейдеров, обратился от имени организации к ФАС, заявив, что политика (вынужденная – прим. ред.) крупных игроков по созданию искусственного дефицита на рынке может привести к росту цен до 5 рублей за литр уже этим летом. К тому же: «Если такая динамика продолжится, то независимые АЗС просто прекратят торговать топливом», – предупредил функционер.

Грусть-печаль

Цена нефти в стоимости литра топлива на заправке составляет ничтожную долю. По разным оценкам это 4-6%. Зато интерес государства в этой цене на порядок выше. Выходит, что именно акцизы и налоги составляют львиную долю цены литра бензина. Именно за счет государственной маржи возможен как существенный рост, так и существенное снижение цены топлива в России. А между тем, за снижением акцизов наше государство особенно замечено не было. На практике оно их только повышает. Сдюжим ли?

Участники топливного рынка назвали текущую ситуацию кризисной

Справка:

После относительного предвыборного затишья (цены держали в административно-приказном порядке) с середины марта бензин на товарно-сырьевой бирже стабильно дорожал. За неделю к 19 марта средняя цена АИ-92 выросла на 962 рубля – до 42 541 рубля за тонну, АИ-95 – на 673 рубля, до 44 405 рублей за тонну. Топливо, достигнув исторического с 2012 года максимума, продолжает дорожать и сегодня.

От первого лица

Аркадий Дворкович, вице-премьер:

«Нет никаких поводов для резкого увеличения цен, ситуация мониторится. Небольшие колебания могут быть, потому что мы повышали акцизы, конечно, это постепенно перекладывается…»

Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы России:

«У нас нет каких-то особых условий обращения этого товара или какого-то дефицита... почему должна цена плыть? Если она пойдет наверх, мы оштрафуем всех…»

Структура цены бензина в России

Прогноз цен на бензин в России к концу 2018 года при худшем сценарии

  • Бензин АИ-92 – 50-51 рубль за литр
  • Бензин АИ-95 – 55 рублей за литр

Рост акцизов на топливо в 2018 году

  • С 1 января – акциз на бензин стал выше на 10,7%, на дизельное топливо – на 12,7%
  • С 1 июля – рост акциза на бензин на 6%, на дизельное топливо – на 8%.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вопрос на миллион Вопрос на миллион

Сравнительный тест Hyundai Solaris И Hyundai Creta

АвтоМир
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Открыть в приложении