Курс на выживание
Принятая правительством стратегия безопасности дорожного движения предполагает резкое снижение смертности на дорогах. Будут ли меры эффективными и к чему готовиться простым участникам движения?
Правительство утвердило стратегию безопасности дорожного движения в России на 2018– 2024 годы. Согласно документу, в ближайшие шесть лет показатели смертности в ДТП на дорогах страны предполагается снизить более чем втрое – до 4 человек на 100 000 населения. Согласно статистике ГИБДД, в 2017 году на дорогах России погибло 19088 человек. При этом, по сравнению с 2016 годом, число погибших снизилось на 6,5%. Учитывая, что население нашей страны составляет около 144,3 млн человек, показатель смертности превышает сейчас 13 человек на 100 000 населения. В более отдаленной перспективе смертность на дорогах России и вовсе должна стать нулевой – такой ориентир заявлен на 2030 год. Возможны ли такие результаты и какими методами их планируется добиться?
Как в Швеции
Стратегия «нулевой смертности» на дорогах – не российское изобретение. К примеру, подобные ориентиры были обозначены в Швеции еще в 1997 году, а ориентировочной точкой достижения этого назван 2050 год. Максимальным показателем смертности в этой стране, зафиксированным в 1960-х годах, было 17 погибших на 100 000 населения в год, к 2014 году его удалось снизить до 3 смертей на 100 000. Шведская стратегия предполагает комплексный подход: для того чтобы добиться максимальной безопасности, необходимо совершенствовать конструкцию автомобилей, организацию дорожного движения и добиваться сознательного поведения водителей. С точки зрения строительства шведский опыт предполагает широкое внедрение трехполосных загородных дорог – на средней полосе направление движения чередуется. На автострадах – обязательное разделение транспортных потоков. В городах – жесткие ограничения скорости с тщательным контролем.
Похожие меры планируется развивать и в России. В числе приоритетных направлений называют развитие систем автоматизации управления дорожным движением, «эффективные, но малозатратные» мероприятия по сокращению аварийности, совершенствование законодательства и пропаганду правильного поведения на дорогах среди граждан.
В числе рисков для безопасности дорожного движения, в частности, упоминается рост автомобилизации населения, за которой не успевает развитие улично-дорожной сети в городах. Еще один важный фактор – «старение» автопарка в стране и отсутствие действенного механизма контроля исправности автомобилей.
Из этого можно предположить, что процедуру техосмотра автомобилей ждет дальнейшее ужесточение – в частности, с 22 февраля уже действует постановление Минэкономразвития, сделавшее эту процедуру значительно строже. К примеру, отныне на автомобилях не допускаются потеки масла и других технических жидкостей, а различные переоборудования, не зарегистрированные в ГИБДД – включая усиленные бамперы или даже шины нештатной размерности, станут препятствием в получении диагностической карты. Кроме того, в планы Минэкономразвития входит передача процедуры ТО из ведения Российского союза автостраховщиков в Ространснадзор.
Не забыли чиновники упомянуть и систему экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС», которой в обязательном порядке с 2016 года оснащаются все новые машины – с ее помощью планируется повысить эффективность работы оперативных служб. Перечень проблем, описанных стратегией, всесторонний – но насколько эффективно их удастся решить? Швеции на такое потребовалось почти полвека...
Фото: Государственная компания «Российские автомобильные дороги»; Сергей Кучугурный, kriangphoto31/Fotolia.com; Сергей Фадеичев, Евгений Епанчинцев/ТАСС; Петр Ковалев/Интерпресс/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl