Есть тюнинг? Обвинят в ДТП!
Какие доработки автомобиля разрешены без согласования с ГИБДД, а за какие водителя накажут – и не только штрафом?
Современный автомобиль – это весьма сложный организм, многие элементы которого взаимосвязаны. Из-за этого надо крайне внимательно подходить к его доработкам, ведь не всегда можно предугадать, где и как «выстрелит» то или иное усовершенствование. Например, поставили более длинные пружины – «потеряли» машину в повороте, добавили «лошадок» мотору – в один не самый прекрасный момент остались без тормозов.
Без вины виноватые
Понимают это не только автопроизводители, но и надзорные органы. Передав несколько лет назад коммерсантам проведение техосмотра, бравые инспекторы технадзора ГИБДД с двойным усердием взялись за тех, кто в творческом порыве решил сделать свой автомобиль единственным и неповторимым. Первыми, правда, под удар попали таксисты, которых обязали снять с крыш так называемые «лайт-боксы» с рекламой. Затем очередь дошла до владельцев лифтованных и заниженных автомобилей. Также инспекторов заинтересовали нештатные фаркопы и даже невинные багажники на крыше и велокрепления. По мнению служивых, все это можно считать изменением конструкции, следовательно, без государственного «одобрямс», подтвержденного соответствующими документами, трогаться с места ну никак нельзя. Потом пыль улеглась и нелепые претензии за редким исключением сошли на нет. С другой стороны, и сами автовладельцы, испытав на себе повышенное внимание со стороны стражей дорог, избавились от наиболее радикальных, бросающихся в глаза доработок. Тем не менее, единого понимания, что считать изменением конструкции, в обывательской среде нет.
Между тем управление транспортным средством, в конструкцию которого внесены изменения без согласования с Госавтоинспекцией, запрещено. Штраф невелик – 500 рублей, однако настырному владельцу, не желающему несмотря на предупреждения приводить все в первоначальное состояние, грозит прекращение регистрации и подача документов и номеров в розыск.
Возникает закономерный вопрос, что же все-таки считать изменением конструкции? Говоря простым языком, это установка не предусмотренных заводом-изготовителем деталей или узлов, а также демонтаж тех элементов, которыми автомобиль был укомплектован производителем. Скажем, если вы сняли штатный бампер, а вместо него поставили усиленный (или вообще ничего не стали ставить), – это как раз тот самый случай.
Доработки подвески, в том числе замена пружин как в сторону увеличения, так и уменьшения клиренса – из той же оперы. Более глубокий тюнинг, связанный с перенастройкой алгоритма работы двигателя или усовершенствованием элементов трансмиссии и тормозов, тоже относится к изменению конструкции, но раздражения у полиции не вызывает исключительно по той причине, что его крайне трудно идентифицировать по внешним признакам. Однако если дело дойдет до разбора ДТП, то здесь доработки могут всплыть и при неблагоприятном стечении обстоятельств стать одним из доказательств вины.
Однозначно не может быть признана изменением конструкции транспортного средства установка легкосъемных элементов (багажники, боксы, велокрепления и тому подобное), а также деталей и узлов, предусмотренных эксплуатационной документацией, но отсутствовавших из-за особенностей конкретной комплектации. Например, если вы доустановили аэродинамические элементы от более старшей версии вашей модели или поменяли светотехнику на более продвинутую. Главное, чтобы это было сделано в соответствии с требованиями изготовителя.
То же касается и колес: их размерность разрешено варьировать только в пределах заводских установок. При этом не запрещено ставить колеса сторонних производителей, но при условии, что они сертифицированы, о чем имеется соответствующий документ (копия сертификата). То же касается и любых других дополнительно устанавливаемых узлов, включая фаркоп. По закону все они должны иметь сертификат.
К счастью, инспекторы, как правило, ограничиваются изучением руководства про эксплуатации, которым снабжается любой сколько-нибудь значимый предмет дополнительного оборудования. Если из инструкции следует, что узел может применяться на машине вашей марки и модели, вопросы, как правило, отпадают.
Разрешите обратиться?
Если доработки носят масштабный характер и при этом не вписываются в установленные заводом-изготовителем рамки, потребуется согласование внесенных в конструкцию транспортного средства изменений. Яркий пример – установка двигателя от другой модели, а также модернизация кузова или салона (например, переоборудование фургона в автобус). Если намерения узаконить переделку серьезны, сначала придется обратиться в экспертную организацию, имеющую соответствующую аккредитацию. Контакты нетрудно найти в Интернете. Эта организация проводит экспертизу и выдает предварительное заключение, можно ли в принципе осуществить задуманное. Если добро получено, идем в ГИБДД с этим документом, не забывая предоставить для осмотра и сам автомобиль. Если и инспектор ничего не имеет против, щепетильно следуя рекомендациям экспертов, проводим необходимые работы. Причем надо быть готовым к тому, что сделать это потребуют в строго определенной организации, имеющей право на проведение таких работ. После технической реализации задуманного вам придется опять обращаться в первую организацию для проведения технической экспертизы выполненных работ и оформления по ее результатам протокола. С протоколом едем проходить техосмотр и после получения диагностической карты несем весь комплект документов в ГИБДД. Если вопросов к документам и машине у офицеров не возникнет, в учетные данные и свидетельство о регистрации внесут соответствующие коррективы, дающие право безопасно и не боясь инспектора передвигаться на машине.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; lana1501, Татьяна Юни/Фотобанк ЛОРИ; bennian_1/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl