Монумент истины
Памятники — это не просто безмолвные каменные и бронзовые истуканы. Это способ общения власти с народом, считает Алексей Иванов.
Их замечают только тогда, когда видят впервые. Люди задирают головы, разглядывая застывшего великана, читают надписи на постаменте, обходят вокруг, восхищаются, удивляются или даже негодуют — и на этом все. Потом на памятник уже не обращают особого внимания. Стоит — и ладно. Именно тогда монумент оживает и начинает «работать»: образ его укореняется где-то в подсознании человека и незаметно изменяет картину мира.
Главные для любой нации памятники всегда символические: «Родина-мать», «Христос Спаситель», «Писающий мальчик». До символов дорастают и памятники самым важным людям державы. Сейчас я не буду брать в расчет деятелей культуры и науки, я буду говорить о государственных мужах: о воеводах-основателях, о князьях и царях, об императорах и генсеках, о министрах, генералах и общественных лидерах. В России можно назвать сразу три памятника-символа таким персонам: Медный всадник, Ленин на броневике у Финляндского вокзала и Минин с Пожарским на Красной площади. Они задали формат «провластной» монументальной скульптуры.
Что объединяет эти изваяния, относящиеся к разным художественным стилям? Пафос. В чем он выражается? В характерном жесте. Мы все легко вспоминаем самоуверенно поднятую Петрову десницу, указующий взмах Ильича и патетически воздетую длань нижегородского старосты. В общем, «казенные» памятники машут руками.
Это не просто театральщина, поза трибуна и вожака. Конечно, фигуры на памятниках «отыгрывают» свою историческую роль, но дело не только в этом. Памятники «общаются» с публикой, с «народными массами». Они призывают, направляют, организуют. И тем самым иллюстрируют идею исторического процесса: есть народ и есть лидеры, которые этот народ ведут. Если бы народа не было, кому бы стали махать лидеры? Голубям? Значит, историю надо понимать как народное движение, управляемое властью. Нация — и опора власти, и главный инструмент изменения мира. И не важно, кому установлен памятник — былинному князю или недавнему президенту. Главное — понимание истории, запечатленное эпохой в скульптуре.