Рассказ близких об актрисе Нине Дорошиной

Караван историйЗнаменитости

Любовь и голуби Нины Дорошиной

Ушла одна из самых народных актрис. Она избегала публичности, практически не давала интервью, мы мало что знали о ее жизни, но очень любили. И боль от этой потери сравнима только с утратой родного человека. Давайте вспомним о ней.

Беседовала Виктория Катаева

Фото: Vostock Photo/кадр из фильма «Любовь и голуби»

Елена Скороходова, актриса

Точного числа не помню, но это случилось в мае 2017 года. В тот день я заехала к Нине Михайловне по ее просьбе, чтобы заплатить за квартиру и кое-что купить. Отдала пакеты, квитанции, сдачу и собралась уходить. «Посиди немного», — сказала она. Я осталась. Не думала, что это надолго, но просидела часа три. Молча. Говорила она. В какой-то момент моя рука потянулась к телефону, чтобы включить диктофон, но...
Записывать ее без предупреждения было бы подлостью. Я открыла рот, чтобы попросить разрешения, но осеклась. Испугалась, что собью с мысли и Дорошина замолчит. Нет, она не смогла бы говорить при включенном диктофоне. Исчезла бы искренность, без которой все потеряло бы смысл. По большому счету, моя вина не в том, что не записала, а в том, что не перенесла весь ее рассказ на бумагу сразу же по возвращении домой, когда впечатления еще были свежи, а детали — точны. За это я, наверное, буду пожизненно себя корить.

«О чем она тогда рассказывала? Не о тайнах ли закулисья актерской профессии?» — спросите вы. Отнюдь, она говорила о любви. Обычно артисты не любят распространяться о личной жизни и сразу предупреждают об этом журналистов: «Спрашивайте только о работе». Но рассказы о работе никому не интересны. Интересен живой человек, драматургия его жизни. А жизнь, тем более женщины, — это любовь.

Считается, что главной любовью Нины Михайловны был Олег Ефремов. Но у меня сложилось впечатление, что она любила и Олега Даля. Просто это были разные чувства, которые как-то переплетались в ее душе и в то же время существовали автономно.

«Зачем? — подумала я в середине ее монолога. — Зачем она все это мне рассказывает?» И вдруг поняла: Нина Михайловна хочет, чтобы история ее любви осталась жить и после нее, чтобы она бродила по миру до конца времен. Потому что для нее она священна.

Я начала плотно общаться с Дорошиной в апреле прошлого года в Щукинском театральном училище. Фото: Б. Кремер/photoxpress.ru/актерский капустник «Шекспир во время чумы», посвященный открытию нового театрального сезона. Центральный Дом актера

У Дорошиной не работал телевизор, и все знакомые, естественно, пытались заняться его починкой. Нина Михайловна категорически этому сопротивлялась. Сначала мне казалось, что просто стесняется, не хочет никого обременять лишними хлопотами, но потом до меня дошло: боится, что работающий телевизор собьет ее с внутренних настроек на личную историю.

Она жила ею, опиралась на нее, просматривала своим внутренним взором словно кино. Более того, она над этим кино работала как над сценическим этюдом: что-то корректировала, перемонтировала, вычищала сюжет от мелких ненужных деталей или придавала им иной, глобальный смысл.

Я начала плотно общаться с Дорошиной в апреле прошлого года. Меня назначили стажером в ее педагогический отрывок. Все это происходило в Щукинском театральном училище, нашей альма-матер.

А занялась педагогической деятельностью Нина Михайловна в далеком 1981 году. Я тогда училась на третьем курсе. Помню ее появление в коридорах училища — она выглядела растерянной. Видимо, то был непростой период ее жизни: сорок шесть лет, детей нет, роли молодых уже играют молодые, все зыбко и бесперспективно. Спектакль «Любовь и голуби», который она много лет блестяще играла в театре, никто еще экранизировать не собирался... Скоропостижно умер отец. Это стало большим ударом. Все обстоятельства навалились одновременно, и груз оказался не по силам.

Дорошина обратилась к своему худруку, ученице Вахтангова Вере Константиновне Львовой с просьбой о помощи. Та была краткой.

— Чтобы завтра же приходила в училище на мое занятие, — приказала она.

— Зачем? — удивилась Нина Михайловна. Она не сразу поняла, что ей предлагают стать педагогом, а когда осознала, заволновалась: — Но у меня, наверное, не получится?..

— Получится, — не терпящим возражения тоном констатировала Львова.

И оказалась права.

Училище вдохнуло в Дорошину новую жизнь, и все вокруг вдруг нее начало меняться в лучшую сторону. Во-первых, она вышла замуж за прекрасного, верного, надежного и спокойного человека, который боготворил ее давно.

Владимир Ишков — выпускник историко-архивного института, художник по свету. Перипетии судьбы привели его в осветительский цех театра «Современник», видимо, ради встречи с его Ниночкой.

А во-вторых, Владимир Меньшов приступил к съемкам хита «Любовь и голуби» и не нашел лучшей кандидатуры на главную роль, чем Дорошина. Это был грандиозный подарок, о котором мечтает любая актриса. Душевные раны зарубцевались, страсти улеглись. Но история любви продолжала в ней жить.

Когда мы начали работать с Ниной Михайловной в училище, она окружила меня теплом и лаской как родное дитя. Была честна и доверчива, словно ребенок, и это подкупало. Я сразу заметила в ней такую особенность: о чем бы Дорошина ни говорила, какую бы тему ни затрагивала в быту или на репетициях, в разговоре обязательно возникал Олег Николаевич Ефремов. А за ним непременно появлялся и Олег Иванович Даль. Их ежедневное восторженное поминание стало ритуалом, в том числе и последнего года ее жизни.

В Олега Николаевича она влюбилась сразу, как только увидела в спектакле Центрального детского театра. Ей было тогда семнадцать лет. Но мало ли в кого влюбляются барышни в столь юном возрасте. Возможно, ее чувство испарилось бы, не оставив следа, не встреться они вживую в 1954-м на съемках «Первого эшелона».

В Олега Николаевича она влюбилась сразу, как только увидела в спектакле Центрального детского театра. Дорошиной было тогда семнадцать лет. Возможно, ее чувство испарилось бы, не оставив следа, не встреться они вживую в 1954-м на съемках «Первого эшелона». Фото: Мосфильм-инфо

Дело происходило в Казахстане. Нина Михайловна рассказывала, что вся закадровая атмосфера была пропитана любовью. Среди актеров сложились пары Извицкая — Бредун и Дорошина — Ефремов. А к Татьяне Дорониной приехал не занятый в фильме влюбленный в нее Олег Басилашвили. И они пошли жениться прямо там — в казахстанском ЗАГСе. Свидетелями на их свадьбе стали Ефремов и Дорошина.

Тогда юной Нине было еще невдомек, какой роковой станет для нее любовь к Ефремову. Он был увлекающимся человеком, а верность хранил только театру. Это сложно понять, принять, отпустить ситуацию и победить ревность. Конечно, когда все постигалось и проживалось Дорошиной впервые, ей приходилось многое претерпевать и она страдала. Ефремов приходил, уходил, у него рождались дети... Но ее любовь эволюционировала и постепенно превратилась в абсолютную, всепрощающую, ничего не требующую взамен. А страдания сделали ее личностно и профессионально сильнее.

Есть французская пословица Pour ?tre belle, il faut souffrir — «Чтобы быть красивой, надо страдать». Вот чтобы стать хорошей актрисой — та же история.

Когда Олегу Николаевичу принесли знакомиться новорожденную Настю (его дочку от Ирины Мазурук), Дорошина находилась в той же квартире. Семья Ефремова попросила ее тогда уйти в дальние комнаты. Она сидела там и слушала их радость от встречи с малышкой. Какие эмоции бурлили в ее душе?

Много лет спустя Нина Михайловна рассказала об этом эпизоде Насте Ефремовой. У них, кстати, сложились прекрасные отношения. Настя даже звала ее к себе погостить.

С Далем Нина Михайловна встретилась через семь с небольшим лет после «Первого эшелона» на съемках фильма «Первый троллейбус». Занятное совпадение названий фильмов и имен возлюбленных, не правда ли? Причем Олег Николаевич был старше Дорошиной на семь лет, а Даль — на семь лет моложе.

С Далем Нина познакомилась на съемках фильма «Первый троллейбус». И согласилась выйти за него замуж. Фото: Fotodom

Считается, что Даль влюбился в нее сразу. Но развитие отношений с Олегом Ивановичем произошло в «Современнике» во время его ввода в спектакль. Нине поручили шефство над молодым артистом. Они работали вместе и, по словам Дорошиной, «дорепетировались до свадьбы».

Актеры понимают, как это происходит. Репетиции любовных сцен иногда перетекают в реальность. Все очень близко в нашей русской театральной школе. Никто же ничего не играет, все живут в предлагаемых обстоятельствах. «Истина страстей, правдоподобие чувствований...» — глядишь, вот и новая ячейка общества образовалась.

На свадьбу Дорошиной и Даля пришел весь «Современник». Ефремова старались на празднество не пустить, но он все же явился в середине вечера. О том, что был сильно подшофе, я знаю из других источников. Нина Михайловна не упоминала пристрастия Ефремова к выпивке, будто этого не было вовсе.

Что случилось, когда Олег Николаевич пришел на свадьбу, знают, по-моему, уже все. Как он сказал невесте: «А любишь ты, лапуля, все равно только меня».

Даль психанул и ушел в ночь. Чуть позже Ефремов тоже ушел, причем на этот раз вместе с Татьяной Лавровой. Дорошина рыдала на полу. Мобильных не было, Даль пропадал дня три непонятно где. Все были в панике. А потом он вернулся как ни в чем не бывало. И они с Дорошиной стали пытаться сложить семью.

Про то, что Олег Николаевич пришел на свадьбу сильно подшофе, я знаю из других источников. Дорошина не упоминала о его пристрастии к выпивке. Фото: М. Озерский/РИА Новости/сцена из спектакля «Назначение»

Друзья — внук Сталина Александр Бурдонский с сестрой Надей — предоставили им комнату в своей квартире. Но жизнь молодоженов не задалась.

Спустя два года они официально развелись. Даль еще дважды женился, но неоднократно приходил к Дорошиной. Есть версия, что любил он всю жизнь только ее. О его появлениях она вспоминала с нежностью.

Пришел Даль и накануне своей кончины. Нина Михайловна абсолютно верила в то, что его смерть была запланированным самоубийством, и заставляла меня поверить: «Он приходил прощаться — это было очевидно».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Загадки страны Пиктавии Загадки страны Пиктавии

Пикты – воинственный народ, оставивший после себя множество тайн

Зеркало Мира
Выдающийся профиль Выдающийся профиль

Блогеры и диджитал-гуру рассказывают, как заработать свой первый миллион

Glamour
Тот, кто у меня внутри Тот, кто у меня внутри

Как влияет Внутренний Ребенок родителя на общение с нашими реальными детьми

Psychologies
Компостируй это Компостируй это

Что нужно сделать, чтобы преодолеть мусорный кризис

Русский репортер
11 вопросов бьюти-экспертам 11 вопросов бьюти-экспертам

Как придать волосам объем, зачем нужен пилинг и надо ли защищать ногти от солнца

Домашний Очаг
Высокое положение Высокое положение

Esquire проводит день в небоскребах, пытаясь понять их обитателей

Esquire
Не позволяйте плохим мыслям управлять вашим поведением Не позволяйте плохим мыслям управлять вашим поведением

Как избавиться от негативных мыслей, способных испортить удовольствие от жизни

Psychologies
Сексуальная жизнь в длительных отношениях: истории четырех пар Сексуальная жизнь в длительных отношениях: истории четырех пар

Как партнерам, живущим вместе 10-20 лет, удается поддерживать огонь страсти?

Psychologies
Гидравлофон: водяной музыкальный инструмент Гидравлофон: водяной музыкальный инструмент

Гидравлофон и музыкант-экспериментатор Райан Джензен

Популярная механика
Женщины-русалки: корейские ныряльщицы хэнё и их тяжелая работа Женщины-русалки: корейские ныряльщицы хэнё и их тяжелая работа

Южнокорейский остров Чеджу знаменит своим необычным промыслом

Cosmopolitan
Я сама решу, как жить Я сама решу, как жить

Делай то, что ты считаешь нужным, а не то, что от тебя ждут окружающие

Лиза
«Правительство лажает очень часто. А родина — никогда» «Правительство лажает очень часто. А родина — никогда»

Лучшие цитаты Юрия Шевчука о политике, войне и рок-н-ролле. Ему сегодня 61!

Maxim
Главные качества для успеха в бизнесе Главные качества для успеха в бизнесе

Какие качества характера помогают строить бизнес

Psychologies
Растущая луна Растущая луна

Хо­ро­шо, что Matrang не ре­шил бро­сить му­зы­ку

Glamour
Кратчайшая история наручников: как люди сковывали друг друга Кратчайшая история наручников: как люди сковывали друг друга

С древнейших времен люди пытались ограничить подвижность друг друга

Популярная механика
Давид Эммерле Давид Эммерле

Московский француз готовит для тех, кто боится артишоков

Esquire
Знаменитый грузинский стиль: лучшее, что произошло на Неделе моды в Тбилиси Знаменитый грузинский стиль: лучшее, что произошло на Неделе моды в Тбилиси

Арина Яганова написала обзор на Неделю моды в Тбилиси

Cosmopolitan
Счастливая ферма Счастливая ферма

Дом для семейного отдыха в Тоскане по дизайну Элоди Сир

AD
Звезды, которые не гаснут: 6 легендарных рок-групп, не спешащих на пенсию Звезды, которые не гаснут: 6 легендарных рок-групп, не спешащих на пенсию

Никто не вечен, но эти звезды гаснуть пока не собираются

Playboy
Выпускной: чем проще, тем лучше? Выпускной: чем проще, тем лучше?

Современные школьники все реже хотят участвовать в «ярмарке тщеславия»

Psychologies
Какими будут новые iPhone? Какими будут новые iPhone?

Мы собрали самые свежие подробности о новых iPhone

CHIP
А Эшли это судьба А Эшли это судьба

Halsey и на улицах, и на стадионах поет о любви к плохим парням и поисках себя

Vogue
Мать и дочь: два взгляда на воспитание Мать и дочь: два взгляда на воспитание

Как проблемы в отношениях воспринимаются с точки зрения взрослого и ребенка

Psychologies
Героиня нашего времени Героиня нашего времени

Равшана Куркова о том, почему нужно учиться мечтать

Cosmopolitan
Наташа Королева: «Дома стриптиз для мужа танцую я» Наташа Королева: «Дома стриптиз для мужа танцую я»

Певица Наташа Королева 31 мая отметит юбилей

StarHit
10 нестандартных способов улучшить общение, о которых вы никогда не слышали 10 нестандартных способов улучшить общение, о которых вы никогда не слышали

Что можно сделать, чтобы людям было приятно с нами общаться

Cosmopolitan
Максим Диденко и Дмитрий Глуховский — о спектакле “Текст” и зависимости от технологий Максим Диденко и Дмитрий Глуховский — о спектакле “Текст” и зависимости от технологий

Esquire поговорил с Диденко и Глуховским о предстоящей премьере

Esquire
Оле-оле-оле, Россия, вперед! Оле-оле-оле, Россия, вперед!

Мы встретились с невероятно крутыми игроками нашей сборной и поговорили о спорте

Cosmopolitan
Иностранные танки в армии СССР Иностранные танки в армии СССР

В спорах на тему «что лучше – Шерман или Т-34?» доминируют эмоции и политика

Популярная механика
Опасность неравенства: нашим детям грозит бедность Опасность неравенства: нашим детям грозит бедность

Существует ли сегодня в российском обществе запрос на снижение неравенства?

Forbes
Открыть в приложении