Справка о ДТП – очень важный для общения со страховой компанией документ. На что необходимо обращать внимание при ее заполнении?

АвтоМирАвто

Право

Справочная информация

Справка о ДТП – очень важный для общения со страховой компанией документ. На что необходимо обращать внимание при ее заполнении?

Ремонт современного автомобиля – мероприятие весьма недешевое. Виной тому не только кризис, взвинтивший цены на импортные в большинстве своем комплектующие, но и конструктивные особенности машин, обусловленные заботой автопроизводителей о безопасности и экологии, а также технологическими причинами.

Нередко случается, что устранение последствий небольшого удара в бампер выливается в ремонт и замену десятка деталей на весьма внушительную сумму. Взять на себя заботы участника ДТП активно предлагают страховые компании. Однако законы бизнеса таковы, что клиент представляет для них интерес только до момента покупки полиса. Дальнейшие взаимоотношения, особенно, если автовладелец обращается за получением возмещения, теплотой отличаются редко. Чтобы не дать бизнесменам «соскочить» с выполнения своих обязательств, усилия приходится прилагать уже клиенту. Его цель – заявить как можно больший объем повреждений, чтобы рассчитывать на адекватное страховое возмещение. Понятно дело, что задача страховщика прямо противоположная. Как прийти к консенсусу?

Решение о страховой выплате и ее размере принимается на основе предоставленного автовладельцем пакета документов. Особую ценность имеют бумаги, которые составляет ГИБДД при оформлении происшествия. Важнейший из них – это справка о ДТП, где указываются не только все обстоятельства инцидента, но и перечислены повреждения транспортных средств.

Несмотря на то, что справка весьма далека от заключения профессиональной экспертизы, для страховой компании именно этот документ будет служить отправной точкой для принятия решения о выплате и расчета ее величины. Сама форма справки, равно как и обязанность ее выдачи закреплены ведомственными инструкциями МВД России (приказы главного «дяди Степы» страны соответственно от 1 апреля 2011 г. № 154 и от 2 марта 2009 г. № 185). Существуют также методические рекомендации сотрудникам ДПС, выпущенные за подписью начальника российской Госавтоинспекции.

Выдавать справку инспекторам предписано непосредственно на месте ДТП. Но есть лазейки...

Справка о ДТП – это формализованный бланк с угловым штампом выдавшего ее подразделения. Право на получение заполненной справки имеют все участники ДТП, а также лица, которым причинен ущерб (например, владелец забора, который повредил вылетевший с дороги автомобиль). Выдавать справку предписано инспекторам непосредственно на месте ДТП, для чего при себе у них должен быть необходимый запас бланков. Собственно, в большинстве случаев там ее и выдают, однако в приказе есть лазейка, дающая возможность выдать справку позже – в течение суток после ДТП. На то должны быть объективные причины: необходимость срочного документирования другого ДТП, выезд на место преступления и тому подобное. В этом случае страждущим могут предложить прийти за справкой в подразделение ГИБДД или обратиться на пост ДПС.

Как правило, участник ДТП присутствует при оформлении справки. Поэтому имеет смысл лично проконтролировать, что напишет в ней инспектор. Тут важны малейшие детали, ведь, как мы знаем, именно на справку будет опираться страховщик при обращении к нему за возмещением ущерба. Даже небольшие неточности – перепутанные персональные данные участников, ошибка в указании места и времени ДТП, расхождения в записях с другими составляемыми документами – могут стать формальным основанием для отказа если не в самой выплате, то в рассмотрении документов.

Позаботьтесь, чтобы при перечислении поврежденных кузовных элементов были указаны возможные скрытые повреждения. Даже если вы уверены, что таких повреждений нет, лучше все же перестраховаться, получив дополнительный козырь для общения с представителем страховой компании. Инспектора эта запись, в общем-то, ни к чему не обязывает, а вот вам поможет сберечь нервы, время и деньги.

На любые ошибки и неточности сразу же указывайте инспектору, так как относительно безболезненно исправить их он может только «не отходя от кассы». Все дальнейшие исправления возможны только по письменному заявлению участника аварии, причем адекватные коррективы потребуется вносить в копию, подшиваемую к делу, а также в справки, выданные другим заинтересованным лицам (по их требованию). Несмотря на то, что при оформлении документов о ДТП водителям редко удается оставаться хладнокровными, проверка заполненных многочисленных бланков требует максимальной собранности: в дальнейшем это позволит в значительной степени упростить защиту своих прав, в том числе имущественных.

Текст: Дмитрий Рощин

Справке быть?

Несмотря на то, что справка о ДТП – это один из главных документов, вокруг которого строится дискуссия при возмещении ущерба по договору страхования (как каско, так и ОСАГО), у МВД России есть планы снять с себя полномочия по ее оформлению. В этой связи полицейскими чиновниками подготовлены соответствующие поправки в ведомственные инструкции, которые, правда, пока не приняты. Аргументы служивых сводятся к тому, что все необходимые страховщику данные уже есть в других документах, оформляемых на месте ДТП и выдаваемых на руки водителю, – в протоколе или постановлении по делу о правонарушении, в протоколе осмотра места ДТП и других. Ну а если потребуется какая-либо дополнительная информация, ГИБДД готова ее предоставить по запросу страховщика. Однако страховое сообщество и стоящие на защите его интересов Минфин с Центробанком эту позицию не разделяют. По их мнению, именно справка содержит наиболее полный объем информации, необходимой страховой компании для принятия решения о выплате. Направление же запросов потребует дополнительного времени и не позволит уложиться в установленные для принятия решения сроки. Чем закончится дискуссия, покажет время.

Сергей Мамаев, директор департамента урегулирования убытков розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах»:

Имеют ли страховые компании право отказывать в ремонте по каско некоторых деталей, в том случае если во время оформления ДТП инспекторы не указывают скрытые повреждения?

Если прямо ответить на вопрос, то нет, страховые компании не могут отказать в ремонте по каско отдельных деталей, если инспекторы ДПС не указали скрытые повреждения. Сегодня сотрудники автоинспекции, выезжающие на место аварии, по закону обязаны фиксировать только видимые повреждения, пункта о скрытых повреждениях в их документации о ДТП сейчас нет. Это объяснимо: зачастую зафиксировать скрытые повреждения по внешнему осмотру невозможно, есть целый ряд серьезных неисправностей, которые диагностируются только при тщательном осмотре в профессиональном сервисе. В вопросе работы со скрытыми повреждениями страховщик должен опираться на заключение техника СТО по итогам экспертизы, а страхователь – рассчитывать на добросовестность компании и технической станции.

Но нельзя отрицать, что на рынке немало страховщиков, для которых скрытые повреждения регулярно становятся инструментом экономии на клиенте. Отказывая в частичном ремонте, такие компании постоянно ссылаются на отсутствие указания о скрытых повреждениях в справке о ДТП. Якобы во время технической экспертизы, на которую страховая направляет машину для осмотра и оценки суммы выплаты по каско, эксперт-техник руководствуется в первую очередь этой справкой как доказательством того, что ущерб автомобилю был нанесен именно в результате произошедшей аварии. И если в ней не указаны скрытые повреждения, то и техник в своем заключении их не прописывает. Для клиента эта схема должна сработать как сигнализация: перед вами недобросовестная компания, вас пытаются обмануть.

Что делать клиенту страховой компании в ситуации, когда инспектор отказывается делать запись о скрытых повреждениях? Неужели автомобиль не будет отремонтирован до конца?

Если на автомобиль оформлен полный пакет каско, то после ремонта владелец должен получить абсолютно исправную машину, в том виде, в котором она была до ДТП. Это нормальная ситуация для надежной и ответственной страховой компании. И как мы уже выяснили, отсутствие указания на скрытые повреждения в справке инспектора ДПС – не повод для отказа в ремонте. Главное – экспертиза. Правильно назначенный и проведенный осмотр по скрытым повреждениям – это гарантия полноценного качественного ремонта автомобиля. Если страховая компания надежна и ответственна, то техник-эксперт, безусловно, укажет в заключении все обнаруженные повреждения, а страховая учтет их при калькуляции ущерба. Если компания ищет повод сэкономить на клиенте, то эксперт всеми силами будет пытаться не заметить очевидных неисправностей.

Страхователь должен понимать: чтобы минимизировать споры со страховщиком, нужно изначально дотошно подходить к исследованию автомобиля на повреждения. Присутствуя при осмотре, указывать на все выявленные дефекты, настаивать на их фиксации в документах. Дополнительным гарантом полного ремонта будет независимая экспертиза – клиент может при необходимости (за свой счет) пригласить на осмотр независимого эксперта, который поможет не упустить ничего важного.

Даже если уже во время ремонта обнаруживаются повреждения, не указанные ранее в документах, клиент может запросить в страховой компании оплату дополнительного ремонта. В случае отказа он может попытаться решить этот вопрос в судебном порядке. Но, если давать советы клиенту, то начинать нужно не с момента наступления страхового случая, а с выбора страховой компании. Каско – это не обязательное страхование, оно не оформляется где попало для галочки. Если владелец автомобиля хочет уверенности, что в случае аварии ремонт будет проведен полностью, без лишних споров, судов и нервов, то ему следует серьезно отнестись к выбору страховщика. В первую очередь не ведитесь на дешевые страховки от демпингующих и несостоятельных компаний. Не поленитесь изучить рейтинги, сайты и отчетность страховщиков по выплатам. Помните: скупой платит дважды.

Фото: Евгений Асташенков/Интерпресс/ТАСС; loraks/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все получится Все получится

Известие об открытии автозавода Haval в Тульской области выглядит оптимистично

АвтоМир
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Запаслись опционом Запаслись опционом

Мирные инициативы России и США: возвращение иностранного бизнеса в нашу страну

Ведомости
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Открыть в приложении