AR и VR в играх: почему самая ожидаемая революция в индустрии гейминга провалилась
Виртуальная и дополненная реальность — одни из самых ожидаемых технологий в индустрии гейминга, которые должны были радикально изменить игровой процесс для миллионов пользователей по всему миру. И хотя уже много лет ведущие производители игр и эксперты говорят о грядущей революции, все прогнозы оказываются сомнительными. Почему так происходит, объясняет эксперт в области разработки игр Анна Понятойкина.
Игровая индустрия всегда была и полигоном для исследования новых технологий, и хорошим мотиватором для их разработки. Если бы не игры, было бы существенно меньше причин для существования мощных процессоров, ускорителей трехмерной графики, серверов для одновременного взаимодействия сотен тысяч человек и других решений, без которых невозможно представить себе первую четверть XXI века. Следующим таким рывком должна была стать потребительская виртуальная и дополненная реальность (далее — VR и AR). Соответствующую революцию вся индустрия ждет уже около 10 лет. Но революции, скорее всего, не случится.
Сумма технологий
В самом конце 2023 года вышел AR/VR-шлем Oculus Quest 3 компании Meta (признана в России экстремистской и запрещена), а в начале 2024-го — аналогичное устройство Apple под названием Vision Pro. При всей разнице в цене (Vision Pro в семь раз дороже конкурента) и технических спецификациях, оба шлема должны были стать долгожданным прорывом, демократизирующим виртуальную реальность. Quest 3 мог совершить революцию, потому что для его использования не нужно подключение к персональному компьютеру и потому что это действительно очень грамотно сконструированное, мощное и удобное устройство, по всем параметрам превосходящее своих предшественников. Vision Pro — это продукт Apple, и этим в принципе все сказано. Игровые разработчики ожидали выхода Quest 3 и Vision Pro с волнением: индустрия стагнирует, а VR-игры до сего момента оставались узким нишевым продуктом. VR-играм нужен был такой же толчок, который получили игры мобильные с появлением iPhone.
Ничего подобного не только не произошло, но и не предвидится. Точные цифры продаж Quest 3 неизвестны, хотя AR/VR-подразделение Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) впервые в своей истории объявило о выручке в более чем $1 млрд в четвертом квартале 2023 года. Apple за месяц продала, по некоторым оценкам, около 200 000 Vision Pro. Цифры, на первый взгляд, впечатляют, но по ним нельзя судить о многих вещах.
Во-первых, частоте использования устройств. Многие купили модные гаджеты, пару раз надели их, чтобы попозировать для соцсетей, и отправили покрываться пылью на дальние полки.