В свободном полете
Говорят, что из ничего ничто не возникает. Но из космического вакуума без начала и конца дизайнеры извлекли идеи и смыслы, которые сделали человечество ближе к загадочной Вселенной, а моду — ближе к человеку. В честь дня космонавтики МТ изучил тему от и до.
Первое, что бросается в глаза, если сравнить одежду в стиле space age и настоящие скафандры, — это до чего же они непохожи. Освоение космического пространства дало мощный импульс дизайнера м в 60-е, но связь была эфемерной: коллекции Андре Куррежа, Эмилио Пуччи, Пако Рабана, Пьера Кардена балансировали где-то между неземными реалиями и фантастическими представлениями о них.
Эта мода и правда была слегка не от мира сего: космическая гонка развернулась между СССР и США, но вдохновлялись ей в основном европейские дизайнеры, а их коллекции, вопреки тревожному периоду холодной войны, были полны легкости и оптимизма. И пока космонавты покидали пределы земного тяготения, кутюрье на полной скорости уносились от привычных представлений об одежде.
Отцом-основателем космической моды называют Андре Куррежа, который одним из первых понял, что время теперь движется с другой скоростью.
Прежде чем открыть собственное ателье в 1961-м, француз с инженерным образованием успел поработать у другого визионера, Кристобаля Баленсиаги, чей графичный крой впоследствии считывался в его работах.
Прорывом стала футуристичная коллекция Moon Girl 1964 года: платья с геометричными вырезами, короткие юбки, шлемы как у астронавтов, сапожки на плоском ходу до середины икры.
Помимо Баленсиаги у Куррежа был и другой кумир — архитектор Ле Корбюзье, у которого модельер позаимствовал ясные формы и отказ от украшательств. Курреж отрицал все, что связано с ограничением свободы тела, и понимал, насколько мужской гардероб — простой, логичный, понятный и приспособленный к реальной жизни — современнее женского, полного условностей, бесполезного декора и беспощадных деталей вроде высоких каблуков и тесных корсетов. “Чтобы вести машину, женщине приходится задирать юбку. Как модельеры мы ее подвели”, — резюмировал Курреж в 1966-м.
Возможно, поэтому в его дизайне не было ни намека на ностальгию — только молодость, энергичность и уверенность в светлом будущем.
Совсем другое из космической темы извлек Пако Рабан. Француз баскского происхождения использовал немыслимые материалы: алюминиевые пластины, стекло, пластик, перья. Его работы представляли собой микс между средневековьем и футуризмом: вместо нитки и иголки инструментами кутюрье были проволока и клей, а его героиней стала современная Жанна дʼАрк, женщина-воительница — кстати, именно Рабан придумал костюмы для культовой “Барбареллы” с Джейн Фондой.