Антиперфекционизм: чего не понимают отличники и что плохого в стремлении к идеалу
В своем стремлении к безупречности перфекционисты совершают три ошибки: зацикливаются на незначительных деталях, избегают нешаблонных задач и ругают себя за промахи. Но ругая себя, мы не становимся сильнее, считает известный психолог Адам Грант, мы упускаем возможность для роста. В чем еще минусы перфекционизма и как перестать беспокоиться о неважном — в отрывке из его новой книги «Скрытый потенциал. Наука достижения великих целей».
Адам Грант — организационный психолог из Уортонской школы бизнеса, ведущий подкаста Re:Thinking («Пере:осмысление») и автор бестселлеров The New York Times, таких как «План Б» и «Подумайте еще раз». В своей новой книге «Скрытый потенциал. Наука достижения великих целей» Грант предлагает контринтуитивные стратегии для достижения любых целей — от спортивных побед до изучения иностранных языков.
В частности, описывая полиглотов, знающих по пять-шесть языков, он рассказывает, что их главный секрет — не врожденные способности, а готовность оказаться в дискомфортной ситуации и говорить с людьми на их языке, делая ошибки и обучаясь в процессе.
Он утверждает, что дискомфорт это в целом один из наиболее важных элементов пути к успеху. «Если вы чем-то занимаетесь и вам комфортно, значит, вы что-то делаете неправильно», — цитирует он героя популярного сериала Теда Лассо.
Адам Грант говорит, что тема реализации заложенного в человеке потенциала интересна ему потому, что он сам через это прошел — например, стал одним из лучших в стране по прыжкам с вышки, хотя сначала был хуже всех в группе. А еще в начале своей преподавательской карьеры он был никудышным лектором и каждая из его лекций заканчивалась провалом, зато сейчас его выступления на TED Talks собирают миллионы просмотров.
Книга «Скрытый потенциал. Наука достижения великих целей» выходит в августе в издательстве Манн, Иванов и Фербер. Forbes публикует отрывок.
Чего не понимают отличники
В детстве мама часто говорила мне, что будет гордиться мной вне зависимости от оценок — но только при уверенности, что я стараюсь изо всех сил. Затем она обычно добавляла: «Но если ты не получишь пятерку, я пойму, что ты сделал не все от тебя зависящее». Она произносила эти слова с улыбкой, но я все воспринимал всерьез: «Нельзя довольствоваться ничем, кроме совершенства».
Конечно, желание избегать ошибок в стремлении к успеху — это совершенно нормально. К примеру, вы бы вряд ли хотели попасть на операционный стол к кардиохирургу, который привык выполнять свою работу спустя рукава. Однако перфекционизм поднимает наши ожидания на совершенно другой уровень. И я сейчас не имею в виду те случаи, когда кандидаты на собеседованиях заявляют, что их главная слабость кроется в излишнем стремлении к совершенству. Нет, речь идет о более существенной крайности.
Перфекционизм — это желание быть безупречным. Его цель — полное отсутствие дефектов: никаких ошибок, недостатков, поражений. Такой подход любил, например, один мой одногруппник в колледже: он так гордился своим идеальным результатом за тест SAT (Scholastic Assessment Test, — экзамен для поступления в колледжи и вузы США, аналог ЕГЭ), что взял себе адрес электронной почты IGot1600 (англ. «я набрал 1600» — максимальное количество баллов за тест). Тот же подход используют люди, в резюме которых даже спустя десять лет после выпуска из школы все еще значится средний балл аттестата, или публичные личности в социальных сетях, которые выставляют напоказ онлайн безупречные стороны своей жизни, стыдливо пряча физические и душевные шрамы.
Доказано, что уже на протяжении многих лет перфекционизм все шире и шире распространяется в США, Великобритании и Канаде. Ситуацию, очевидно, усугубило появление социальных сетей, однако действительно резкий скачок увлеченности перфекционизмом начался в 1990-е годы, то есть в те времена, когда еще никто не публиковал в интернете фото с фильтрами. В сегодняшнем мире, где насаждается идея соревнования, молодое поколение все чаще подвергается давлению со стороны родителей, которые требуют от него безупречных результатов, а также сталкивается с жесткой критикой, когда не соответствует ожиданиям. Дети привыкают к тому, что могут заслужить высокой оценки, лишь будучи идеальными. Любая ошибка становится ударом для их самооценки — я знаю об этом не понаслышке.
Победив в викторине по теме «Путешественники», я ругал себя за то, что неправильно ответил на один из вопросов: «Как же я мог забыть, что морской путь в Индию был открыт не Магелланом, а Васко да Гамой?» Пройдя в финал турнира по видеоигре Mortal Kombat и выиграв пожизненный абонемент в местный кинотеатр, я даже не праздновал: «Третье место — второе среди проигравших». Получив высокий балл за тест по математике, я был разочарован: «Всего 98? Недостаточно хорошо».
Перфекционистам отлично удается решать прямолинейные, шаблонные проблемы. В школе они получают хорошие оценки за тесты, в которых для каждого вопроса нужно выбрать единственный правильный ответ, а также за задания по заполнению пропусков — все это позволяет перфекционистам просто пересказать ранее усвоенную информацию. «Мраморное архитектурное членение оформлено тонкой сине-серой лепниной из пьетра-серены». Понятия не имею, что означает эта фраза, но она не идет у меня из памяти с тех самых пор, как я готовился к экзаменам на первом курсе.
Что касается реального мира, то он намного более многозначен. За пределами предсказуемого и поддающегося контролю кокона академических экзаменов желание отыскивать единственно правильный ответ может принести вред. Так, в ходе метаанализа учеными было установлено, что в среднем никакой корреляции между перфекционизмом и результатом выполненной работы нет. Согласно исследованию, когда дело доходит до решения конкретных задач, перфекционисты справляются с ними не лучше остальных, а иногда и хуже. Навыки и склонности, побуждающие людей стремиться к самым высоким оценкам в старших классах или колледже, после выпуска могут оказаться совершенно ненужными.
Многие мастера своего дела начинают свой путь со средних показателей в школьных табелях успеваемости. К примеру, в ходе изучения биографий выдающихся мировых скульпторов выяснилось, что большинство из них в школьные годы были совершенно заурядными: две трети из них окончили школу с четверками и тройками. Примерно то же самое было обнаружено и при сравнении наиболее влиятельных американских архитекторов с теми, кому не удалось добиться в этой сфере значительного успеха. Как выяснилось позже, среди первых было мало бывших отличников: в основном они учились средне. А их коллеги-перфекционисты, хоть и получали блестящие оценки в колледжах, спроектировать по-настоящему интересных зданий так и не смогли.
Согласно данным исследований, в своем стремлении к безупречности перфекционисты совершают ошибки в трех аспектах. Во-первых, они зацикливаются на деталях, которые не имеют особой ценности. Им так хочется найти верное решение для различных незначительных задач, что не хватает дисциплины для обращения к по-настоящему важным проблемам. Такие люди, как говорится, за деревьями леса не видят. Во-вторых, перфекционисты избегают непривычных ситуаций и трудных заданий, ведь работа над ними может привести к ошибкам. В результате вместо того, чтобы развивать новые навыки, они лишь оттачивают небольшое число уже имеющихся. В-третьих, совершая ошибку, перфекционисты ругают себя, а поэтому с трудом извлекают из нее какой-либо урок. Они не понимают, что цель анализа собственных промахов состоит не в том, чтобы пристыдить себя, а чтобы получить новые знания для будущего развития.