«В Орду! В Орду!»
Рассказывают, что, когда 6 июня 1954 года на Советской (ныне вновь Тверской) площади открывали памятник Юрию Долгорукому, после того как был сдёрнут брезент, в наступившей благоговейной тишине раздался голос известного остряка композитора Сигизмунда Каца: «Не похож!»
Памятник деятелю столь давних времён — всегда символ, а не изображение, и с этой точки зрения важно не «похож — не похож», а существует или нет. Юрий Долгорукий, отметившийся в истории Москвы в основном тем, что пригласил туда отобедать своего союзника, что и стало первым летописным упоминанием будущей столицы России, удостоился конной статуи. Его трижды правнук Иван Калита сделал для этого города неизмеримо больше, но монумента ему в Москве нет, даже пешего. Нелогично и несправедливо? Безусловно, несправедливо. Но логично.
Правитель, ежели он личность не легендарная, а достоверно бывшая, должен иметь в глазах потомков несомненные отличия. Причём эти самые потомки, люди, в большинстве своём от исторической науки далёкие, судят с позиций своего времени, своих мировоззренческих и нравственных установок, начисто отрицая тем самым принцип историзма. Калиту осуждают за раболепствование перед Ордой, за вражду с Тверью, за алчность, за невыигрышное прозвище — «кошелёк». Москва заслуг князя не отрицает, но самого его как бы стесняется. Предкам не привыкать к нашей неблагодарности, но это слабое утешение…
Дальновидный хан
Одно из знаковых событий жизни княжича Ивана — двухлетнее пребывание в столице Золотой Орды Сарае в низовьях Волги. Здесь он завёл необходимые связи и составил вполне отчётливое представление об образе мышления и действий тех, кто определял в то время судьбы Северо-Восточной Руси, — ордынской знати.
«Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешёл в потомство с именем собирателя Русской земли». Сергей Соловьёв, «История России с древнейших времён»
В январе 1313 года на ордынский престол взошёл хан Узбек. Образованный и начитанный, первый мусульманин среди правителей Орды, отважный воин и — по мнению практически всех писавших о нём современников — писаный красавец, он правил огромным государством и зависимыми от него территориями не только твёрдой рукой, но и дальновидными реформами. В том, что касается Великого княжества Владимирского, одним из таких нововведений стала отмена баскачества. Право сбора дани и обязанность отправлять её в Орду возлагались теперь непосредственно на русских князей. Это снимало часть напряжённости в отношениях Сарая с подвластными землями, крепко привязывало русскую знать к Орде и позволяло более гибко ею манипулировать.