Президент «Кинотавра» Александр Роднянский о том, что стало с фестивалем

РБКРепортаж

Александр Роднянский — о «Кинотавре» и повторении чужих успехов

По просьбе «РБК Стиль» Ярослав Забалуев поговорил с продюсером и президентом «Кинотавра» Александром Роднянским о том, что было и что стало с фестивалем, обсудить качество кино и разобраться в чувствах по поводу юбилея киносмотра.

Ярослав Забалуев

755602395313555.png

Мы встречаемся с Александром Роднянским в офисе его компании Non-Stop Production. Именно в этом здании в момент разговора кипит работа над подготовкой юбилейного тридцатого фестиваля «Кинотавр» — многие годы главного российского национального киносмотра. Во многом этот статус — заслуга Роднянского, выкупившего фестиваль у Марка Рудинштейна пятнадцать лет назад, — в известном смысле у продюсера в этом году личный юбилей. Кроме того, он недавно вернулся из Канн, где представил спродюсированную им «Дылду» — второй фильм ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова. Картина получила два приза программы «Особый взгляд», а Роднянский доказал свой статус продюсера, умеющего выводить русских кинематографистов на мировой уровень. Впрочем, сейчас речь идет, прежде всего, о «Кинотавре».

— Я понимаю, насколько глупо звучит этот вопрос, но не могу не спросить о ваших ощущениях по поводу тридцатилетия фестиваля?

— Ой… (Улыбается.) Ну, у меня точно нет никаких празднично-юбилейных, ритуальных настроений — мол, жизнь прошла, фестиваль развился… Этот год, честно скажу, для меня лично не слишком отличается от прошлых. Это огромный проект, требующий больших усилий, который надо каждый год ставить на ноги. В нынешнем году это даже чуть сложнее: помимо обычной программы, есть несколько проектов, которые как-то отражают упомянутый вами юбилейный характер. И это лишь осложняет его реализацию (смеется). Я понимаю, наверное, надо было отрапортовать о глубоком подъеме, который мы все испытываем, но я лично его испытаю, наверное, только тогда, когда фестиваль закончится.

— Я помню, мы с вами несколько лет назад обсуждали идею сделать к тридцатилетию какую-то отчетную вещь — книгу, может быть, — чтобы оценить проделанный путь. До этого дело так и не дошло, но можете вкратце сформулировать состояние фестиваля и как он в нем оказался?

— «Кинотавр» сейчас в зрелом состоянии. У него есть твердая, не вызывающая сомнений репутация основного отечественного кинособытия, собирающего кинематограф с авторским лицом. Он занял эту позицию и не уступит ее никому — возможно, разве что в случае закрытия. Сюда стремятся кинематографисты, работающие в совершенно разных жанрах — от драм до куда более популярных хорроров и комедий. Объединяет же их попытка соотносить свои картины с социальным, политическим, человеческим состоянием мира вокруг. «Кинотавр» фактически конституировал появление нескольких поколений ныне работающих активно отечественных авторов. Я не очень люблю термин, придуманный Борисом Хлебниковым здесь же, на «Кинотавре» — «новые тихие» — но как ни называй, это действительно очень разные авторы, которые благодаря фильмам, представленным на фестивале, превратились в поколение и теперь возвращаются сюда уже в качестве членов жюри. Можно перечислить с двадцатку персонажей: Гай Германика, Попогребский, Сигарев… Заслуга фестиваля тут налицо.

Кроме того, «Кинотавр» многие годы вводит моду — простите за это слово — на какие-то обстоятельства, форматы и события, которые потом приживаются на других фестивалях. Например, конкурс короткого метра на «Кинотавре» разросся в огромное количество короткометражных фестивалей. Этих фильмов стало так много, что мы уже считаем необходимым обсудить их качество — чтобы количественный рост не превратился в поток графомании. С другой стороны, питчинг проектов, который мы у себя в свое время ввели, стал самой популярной формой презентации в государственной структуре. Теперь мы, чтобы не повторяться, отказались от питчингов, а ввели формат Work in Progress: уже полностью или частично снятые проекты представляют их продюсеры и авторы, чтобы обратить внимание дистрибьюторов или найти спонсоров для завершения. Кроме того, «Кинотавр» всегда стремился обсуждать самые существенные вызовы, стоящие перед отечественным кино — от содержания фильмов до финансирования. В этом году мы в этой связи проводим форум киношкол, чтобы обсудить стратегии кинообразования. Иными словами, все это вместе превращает «Кинотавр» в место, где индустрия солидаризируется. Профессионалы здесь чувствуют себя частью общности, претендующей на внимание многомиллионной русскоязычной аудитории, а если повезет — то и многомиллиардной международной. Хотя до этого, конечно, еще очень далеко…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
«За каждым артефактом — судьба человека-победителя». Зачем Владимиру Потанину олимпийские медали «За каждым артефактом — судьба человека-победителя». Зачем Владимиру Потанину олимпийские медали

Российский бизнесмен выкупил одну из крупных коллекций олимпийских артефактов

Forbes
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Honda N600: романтическая история хэтчбека, который выжил Honda N600: романтическая история хэтчбека, который выжил

Когда провел 50 лет на помойке, а потом выяснилось, что ты — наследный принц

Maxim
Леонардо да Винчи. Биография Леонардо да Винчи. Биография

Почему «Джоконда» – шедевр, на который хотят посмотреть вживую миллионы людей

kiozk originals
Одна вокруг света. Как увидеть всю Африку в одном месте Одна вокруг света. Как увидеть всю Африку в одном месте

33-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
«Мне это не подходит!»: три фразы о жизни по совести «Мне это не подходит!»: три фразы о жизни по совести

Елена Ульмасбаева и Леонид Барац комментируют фразы, помогающие им слышать себя

Psychologies
Твиты британки об отсутствии черных актеров в «Чернобыле» вызвали истерику в сети. Почему? Твиты британки об отсутствии черных актеров в «Чернобыле» вызвали истерику в сети. Почему?

Где граница допустимой нереалистичности в художественном кино?

Playboy
Что значит «одеваться не по возрасту»: мнение стилиста Что значит «одеваться не по возрасту»: мнение стилиста

Что думают стилисты о фразе «Не по возрасту оделся!»

Psychologies
Продажи начались! Продажи начались!

Российский рынок стал первым для кросс-купе Renault

АвтоМир
Анастасия: «В брачном контракте все завещаю Юлиану» Анастасия: «В брачном контракте все завещаю Юлиану»

Супруги рассказали «СтарХиту», с какими проблемами столкнулись в браке

StarHit
Опасные связи Опасные связи

Развитие компьютерных технологий — результат соперничества сверхдержав

Вокруг света
Что взять с собой на рыбалку кроме удочки? Чеклист из 10 пунктов Что взять с собой на рыбалку кроме удочки? Чеклист из 10 пунктов

В этом списке — самое необходимое для рыбалки

Playboy
Воплотить невоплощаемое Воплотить невоплощаемое

Псевдорецензии Станислава Лема

Наука и жизнь
5 фраз, которые стоит регулярно говорить партнеру 5 фраз, которые стоит регулярно говорить партнеру

Ободряющие фразы, регулярно произнося которые вы укрепите романтическую связь.

Psychologies
Обзор и тест смартфона Honor 20: молодежный флагман Обзор и тест смартфона Honor 20: молодежный флагман

Пока производитель еще только думает, почем продавать это аппарат в России

CHIP
Новый взгляд на Куликовскую битву и другие находки на торгах аукциона «Литфонд» Новый взгляд на Куликовскую битву и другие находки на торгах аукциона «Литфонд»

На Винзаводе пройдет предаукционный показ лотов аукционного дома Литфонд

Forbes
Все получится Все получится

Известие об открытии автозавода Haval в Тульской области выглядит оптимистично

АвтоМир
Три российских ресторана вошли в топ-120 The World’s Best Restaurants Три российских ресторана вошли в топ-120 The World’s Best Restaurants

Почему Петербург стал гастрономической столицей России

Forbes
«Газпром» подорожал до максимума с 2008 года. Что произошло и продолжится ли рост? «Газпром» подорожал до максимума с 2008 года. Что произошло и продолжится ли рост?

Котировки акций «Газпрома» по ходу торгового дня 3 июня росли более чем на 17%

Forbes
Защитное снаряжение Защитное снаряжение

Универсал повышенной проходимости Audi A6 allroad quattro сменил поколение

АвтоМир
Сколково можно? Сколково можно?

Гид по перспективной местности Сколково

Tatler
Посмотри в глаза Посмотри в глаза

Очки от британского бренда Linda Farrow носили многие звезды

OK!
Лучшие летние веранды Петербурга. Гид «РБК Стиль» Лучшие летние веранды Петербурга. Гид «РБК Стиль»

По-настоящему классные веранды в городе — не слишком тиражируемый жанр

РБК
Как победить страх провала в жизни и в бизнесе: советы «морского котика» Как победить страх провала в жизни и в бизнесе: советы «морского котика»

Отрывок из книги бывшего спецназовца и основателя медиахолдинга Hurricane Group

Forbes
Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей. Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок — и при чем тут Тесак. Расследование Ивана Голунова Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей. Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок — и при чем тут Тесак. Расследование Ивана Голунова

Какие финансовые схемы стоят за похоронным бизнесом

Psychologies
Софта много, железа мало: тест бюджетника Samsung Galaxy M20 Софта много, железа мало: тест бюджетника Samsung Galaxy M20

Galaxy M20 очень притягательный вариант недорогого телефона

Популярная механика
Навальный узнал о квартирах на сотни миллионов рублей у семьи сотрудника ФСБ из статьи Голунова Навальный узнал о квартирах на сотни миллионов рублей у семьи сотрудника ФСБ из статьи Голунова

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал новое расследование

Forbes
Свободная такса Свободная такса

Жадность адвоката Добровинского может сравниться только с его щедростью

Tatler
Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Открыть в приложении