Режиссер Филипп Авдеев — о Хантере Томпсоне и альтруизме

РБКРепортаж

Актер и режиссер Филипп Авдеев — о страхе, отвращении и альтруизме

1 и 2 мая «Гоголь-центр» ждет премьера спектакля «Страх и отвращение в Москве». Мы поговорили с его режиссером Филиппом Авдеевым о том, что для него значит фигура зачинателя гонзо-журналистики Хантера Томпсона и почему сегодня так важен альтруизм

Анастасия Каменская

756198032892738.jpg
© Георгий Кардава

Артист «Седьмой студии» и «Гоголь-центра» Филипп Авдеев уже ставил спектакли в родном театре, но теперь его ждет дебют на большой сцене. Материал для этого выбран нетривиальный: роман Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Он, впрочем, стал лишь отправной точкой, поскольку и страх, и отвращение переместились в Москву, а действие из начала 70-х — в наши дни. О том, как и зачем это вышло, мы поговорили с режиссером спектакля, успевшим во время его подготовки увлечься гонзо-расследованиями. К журналистике Авдееву вообще не привыкать. Уже несколько лет он издает независимую городскую газету «Белый шум», хорошо знакомую завсегдатаям «Гоголь-центра», в которой поднимает темы настолько же глобальные, насколько знакомые каждому (другими словами, вечные): от любви и свободы до как раз страха.

На этот вопрос легко ответить «а почему нет», но все-таки кажется, что роман Хантера Томпсона — не первый материал, который приходит в голову режиссеру, когда он готовится к дебюту на большой сцене. Почему именно «Страх и отвращение»?

 

На самом деле, эта идея пришла не мне. Очень давно, еще до всех судебных дел Кирилла Семеновича, в конце какого-то сезона он написал, что «в следующем году, может быть, будем работать над материалом "Страх и отвращение в Лас-Вегасе", пока не знаю, как это будет, но подумаем», с намеком, что я там, наверное, буду принимать участие. Потом он эту идею отодвинул и предложил одному из режиссеров. И, как я понимаю, все сталкивались с проблемой невозможности адаптировать все происходящее в романе в сегодняшние реалии. А я все искал и искал материал, какой хотел бы поставить в театре, долго мучился, миллион разных идей было, и как-то раз Кирилл сказал: «А помнишь, мы давно еще обсуждали вот это. Может быть, попробуешь? Ну, если нет, то нет». Я сначала подумал, что это совсем не мое, но потом пересмотрел кино, перечитал книжку, и что-то меня в этом во всем очень сильно зацепило.

Помните, что именно?

 

Все то, что описывается в книге, все эти культурные контексты, у нас этого не было, это невозможно, и мне захотелось фантазировать на тему: «а что, если». Меня безумно впечатлил автор, личность Хантера Томпсона. Не только то, как написан роман, потому что он рваный, не дописанный, какой-то весь не структурированный, читать его не сказать, что наслаждение, а именно энергия автора и сам герой. Первой моей мыслью было оттолкнуться от того, что я не совсем вижу этих персонажей сейчас вообще где бы то ни было, а особенно в нашей стране. Томпсон был все-таки таким юродивым своего времени, каким-то неуместным человеком, провокатором, которого при этом очень любили, потому что он отражал время Америки тех лет. С этого начались мои мысли, которые нужно было структурировать. Я это обсуждал с драматургами, но какого-то отклика вроде «я знаю, как это можно сделать», не было, все только чесали голову и говорили: «Ну, ты же понимаешь, что это американская мечта, а что у нас? Надо найти какое-то событие…» Что-то про Сочи еще говорили. В общем, с поиском автора я помучился, а потом, как всегда, все получилось само собой и спонтанно.

Свежий взгляд? Свежая кровь? (Смеются).

 

В очередной раз, когда мы обсуждали сюжет с Кириллом Семеновичем, он сказал: «Нужен какой-то новый человек. Тут ко мне зашел парень один, который у нас работает администратором, и принес свою пьесу. Там интересный у него язык, явно нестандартный, ты пообщайся с ним, вдруг у вас случится коннект». А я Егора Прокопьева знаю уже давно, потому что мы делали вместе «Белый шум», он брал интервью для издания. И мы действительно сразу нашли общий язык относительно этого текста, согласились, что должна быть очень свежая и молодая энергия в нем. И, в общем-то, с этого начался весь процесс создания драматургической канвы. Мы принялись исследовать среду, сами проводили эти гонзо-расследования.

756198033455661.jpg
Георгий Кардава

Хантер Томпсон не оглядывался на нормы и общепринятые рамки, он их бесконечно нарушал. В сегодняшней Москве это вообще возможно? Тут ведь тоже есть разница между напиться и устроить дебош и тем самым стилем, который получил название гонзо.

 

Такое иногда точечно какие-то люди делают. И я должен сказать, что со стороны во мне это не вызывает чувства стыда. Мне кажется, что это какие-то человеческие проявления, когда вдруг хочется что-то такое сделать — странное и тем самым настоящее, как-то эту искусственную среду пошатнуть. Да, иногда это выглядит не особо красиво, и у этого, может быть, нет никакого смысла, но такое все равно как-то очень притягательно своей искренностью. А что касается осмысленности Хантера: он постоянно отчебучивал, но это был человек, за которым стоял свой манифест. Он не разделял работу и жизнь, постоянно пребывал в этом потоке, в этом состоянии, в этом своем стиле. Он его обрел и тут же принялся всем вокруг транслировать. Довольно бесстрашно. Сейчас, мне кажется, таких людей нет.

Нет бесстрашных?

 

Есть люди, внутри чувствующие какую-то несправедливость. Они хотят проявить позицию, но часто делают это с ощущением «сейчас мне точно прилетит». Все равно у нас всех присутствует сомнение, опасение. Наверное, потому что нет внутри точно сформулированного вектора «зачем», то есть просто есть некий импульс, что надо, потому что что-то происходит, много чего не устраивает людей в жизни, и поэтому они проявляют эти эмоции. Но за всем этим как будто нет точного понимания — а что нам со всем этим делать, со всеми нашими эмоциями. Хантер Томпсон в этом смысле просто насиловал среду. Он, допустим, баллотировался в мэры Аспена, разрабатывал стратегию, осуществлял ее. А потом в каком-то интервью говорил: «Да это все шутка была». Он утверждал своим примером — все возможно, нужно только захотеть. И действительно все, что ему хотелось, себе позволял.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Принудительные танцы — вид харассмента»: правила этикета на корпоративах «Принудительные танцы — вид харассмента»: правила этикета на корпоративах

Как с элегантностью и честью пережить новогодние корпоративы

РБК
Почему пары распадаются после психотерапии? Почему пары распадаются после психотерапии?

Один из партнеров начинает психотерапию и подает на развод — знакомая ситуация?

Psychologies
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
Королевское тело: монаршие особы, чьи фигуры вызывают восхищение Королевское тело: монаршие особы, чьи фигуры вызывают восхищение

Они правят странами и при этом выглядят просто потрясающе!

Cosmopolitan
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
Вот такие пироги: какую выпечку готовили в разных губерниях Вот такие пироги: какую выпечку готовили в разных губерниях

Знакомьтесь с историей русской выпечки и готовьте традиционные блюда

Культура.РФ
5 черт по-настоящему любящих людей 5 черт по-настоящему любящих людей

Кажется, что любящий человек — это безгрешный альтруист, так ли это?

Psychologies
7 авиакатастроф, в которых погибли звезды и известные личности 7 авиакатастроф, в которых погибли звезды и известные личности

Известные люди, которые погибли в небе

Cosmopolitan
«Сумерки» 13 лет спустя: как сегодня выглядят главные актеры саги «Сумерки» 13 лет спустя: как сегодня выглядят главные актеры саги

Как изменились главные актеры самой романтичной вампирской саги

Cosmopolitan
Как удалить страницу в Одноклассниках на ПК или смартфоне Как удалить страницу в Одноклассниках на ПК или смартфоне

Удалить страницу в Одноклассниках можно даже без доступа к ней

CHIP
Стоит ли смотреть на драматический образ Анджелины Джоли в «Те, кто желает мне смерти» Стоит ли смотреть на драматический образ Анджелины Джоли в «Те, кто желает мне смерти»

Анализируем новый фильм режиссера Тейлора Шеридана

GQ
Как правильно загорать в солярии Как правильно загорать в солярии

Сколько минут загорать в солярии и как делать это правильно

Cosmopolitan
Пэрис Хилтон в Кремниевой долине: как королева вечеринок зарабатывает на блокчейне Пэрис Хилтон в Кремниевой долине: как королева вечеринок зарабатывает на блокчейне

Пэрис Хилтон инвестировала в криптовалюты до того, как это стало мейнстримом

Forbes
Безымянная пациентка №360446: как закончилась карьера балерины Ольги Спесивцевой Безымянная пациентка №360446: как закончилась карьера балерины Ольги Спесивцевой

Эта легендарная русская балерина стала одной из самых знаменитых в мире

Cosmopolitan
Глава из романа Элизабет Уэтмор «Валентайн» Глава из романа Элизабет Уэтмор «Валентайн»

Перевод дебютного романа Элизабет Уэтмор «Валентайн»

СНОБ
Глава из «Нью-Йорк вне себя» Рема Колхаса — одной из главных книг об архитектуре и устройстве города Глава из «Нью-Йорк вне себя» Рема Колхаса — одной из главных книг об архитектуре и устройстве города

Отрывок из книги Рема Колхаса по архитектуре и урбанистике современности

Esquire
Шевели извилинами: как и почему изучение языков меняет наш мозг Шевели извилинами: как и почему изучение языков меняет наш мозг

Учить языки – полезно. Но в чем именно заключается эта польза?

Популярная механика
«Не пытайся изобразить то, что уже слышал»: композитор Анна Друбич — о работе с Гильермо дель Торо и Валерием Тодоровским «Не пытайся изобразить то, что уже слышал»: композитор Анна Друбич — о работе с Гильермо дель Торо и Валерием Тодоровским

Кинокомпозитор Анна Друбич о позиции женщин в индустрии

Forbes
Нейтрино. Познание Вселенной продолжается Нейтрино. Познание Вселенной продолжается

О современном состоянии нейтринных, а также протонных исследований

Наука и жизнь
12 наиболее самых лучших эпизодов «Южного Парка» 12 наиболее самых лучших эпизодов «Южного Парка»

Что именно стоит посмотреть из «Южного Парка»?

Maxim
Ультразвуковая денервация почечных артерий снизила давление у гипертоников на восемь единиц Ультразвуковая денервация почечных артерий снизила давление у гипертоников на восемь единиц

Ученым удалось добиться снижения систолического давления у больных гипертонией

N+1
5 советов, как получить максимум удовольствия от позы 69 (она станет еще горячее) 5 советов, как получить максимум удовольствия от позы 69 (она станет еще горячее)

Пора внести разнообразие в ваше постельное меню

Playboy
Не до шуток: ждать ли нового обвала крипторынка Не до шуток: ждать ли нового обвала крипторынка

Крипторынок не устоял под натиском властей Китая

Forbes
Ипотека на двоих: готовы ли вы к ней финансово? Ипотека на двоих: готовы ли вы к ней финансово?

Как понять, что ваша пара готова к ипотеке

Psychologies
10 тюремных лайфхаков, применимых в быту 10 тюремных лайфхаков, применимых в быту

Настоящие олдскульные образцы тюремной смекалки

Maxim
«Так ездить опасно». Водителей предупредили о весеннем обострении «Так ездить опасно». Водителей предупредили о весеннем обострении

Может ли период межсезонья повлиять на психологическое состояние человека?

РБК
5 самых интересных экспонатов Политеха ко Дню химика 5 самых интересных экспонатов Политеха ко Дню химика

Лучшие экспонаты Политехнического музея, открывающие мир химии

Популярная механика
14 нелепейших женских мифов о мужчинах 14 нелепейших женских мифов о мужчинах

Женщины не так уж много знают про мужчин. Куда больше они придумывают!

Maxim
Прорыв в никуда. Тест-драйв уникальной «Волги» Прорыв в никуда. Тест-драйв уникальной «Волги»

Рассказываем драматичную историю ГАЗ-3105

РБК
Тренировки по ночам и до тошноты: как я поборола зависимость от спорта Тренировки по ночам и до тошноты: как я поборола зависимость от спорта

История девушки, которая смогла проработать зависимость от спорта

Cosmopolitan
Открыть в приложении