Выбора нет: как китайские автомобили стали лидерами роста продаж в России
Общее падение российского авторынка в 2020 году составило 9,1%, в 2019 году — 2,3%. При этом китайские производители последние два года на нашем рынке только растут
В 2019 году китайские производители автомобилей увеличили продажи в России на 14%, а через год, по данным «Автостата», на 62,5%. Сократили продажи практически все автопроизводители за исключением Škoda и BMW (рост на 10% и 6% соответственно). Рост продаж китайского автопрома продолжился и в этом году: в первом квартале российский авторынок сократился на 2,8%, а продажи китайских машин взлетели на 71%. Forbes рассказывает историю их появления в России и выясняет причины растущей популярности китайских брендов на нашем рынке.
Альтернатива «ВАЗам»
Китайские машины стали появляться в России примерно с середины 2000-х годов. Тогда российские предприниматели стали приезжать в Китай, налаживать контакты, отправлять в Россию первые партии продукции китайского автопрома. Продажи были незначительны, всего несколько тысяч автомобилей в год. Одним из первых продавцов на рынке называют новосибирскую компанию «Пекинские Автомобили», которая наладила импорт пикапов Admiral марки ZX. «В то время в Китае поощрялось стремление локальных компаний выходить на экспортные рынки, — вспоминает Евгений Еськов, главный редактор «Автобизнесревю». — К тому же у потребителей в России был запрос на недорогие автомобили, оснащенные лучше моделей отечественного «АвтоВАЗа», обладающие имиджем иностранного бренда и стоимостью до $10 000. Китайские производители отвечали всем этим качествам».
В 2004 году автомобилями из Китая занялась московская компания «Ирито». Сначала на свой страх и риск она продавала машины заводов Xinkai и Great Wall, а позже, в 2009 году, стала эксклюзивным дистрибутором последнего. Среди всех китайских производителей именно Great Wall раньше других был готов пойти в Россию. «Они рвались на рынок, нашли первого партнера — «Ирито», ну и пошла «тема», — вспоминал один из крупных дилеров.
Как рассказывал в интервью Forbes Алексей Резников, глава и владелец компании «Ирито», в 2007 году его компания продала в России 14 000 машин под марками Great Wall, BYD и FAW, что принесло предпринимателю около $200 млн выручки и около $10 млн чистой прибыли. Рост продаж составил 55% за год.
В 2008 году у «Ирито» появилась собственная сборочная площадка в подмосковной Гжели. Китайцы и российская сторона вложили $25 млн в компанию «Гжельский завод «Электроизолятор», где наряду с керамическими изделиями начали производить китайские внедорожники (крупноузловая сборка). В 2011 году «Ирито» появился второй завод под Липецком, где была собственная линия окраски, туда же перенесли цех сварки из Подмосковья. Гжельская площадка использовалась для финальной сборки автомобиля. Предприятие производило внедорожники Hover H3 и H5.
История успеха завершилась уголовным делом. В 2018 году подмосковной полицией по заявлению руководства Great Wall было начато расследование. Китайцы заявили, что «Ирито» перестал оплачивать поставленные машинокомлекты. Как писала газета «Коммерсант», владельцы группы компаний «Ирито» «незаконными умышленными преступными действиями» причинили ущерб китайскому автопроизводителю на сумму более $48,4 млн.