Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

АгроинвесторБизнес

Вагоны догоняют машины

Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

Елена Максимова

Урожай зерна прошлого года рекордным не был, хотя и оценивается как высокий. Тем не менее экспорт в сезоне-2020/21 шел стремительными темпа ми. Спрос на перевозки зерна тоже был хорошим, особенно по железной дороге. Доля же автомобилей в прошлом сельхозгоду снизилась сразу на 7% — сказалось принятие меморандума о перегрузах, вылившееся в рост тарифов на транспортировку.

По оценкам аналитического центра «Русагротранса », объем перевозок зерна на экспорт по железной дороге в России в сезоне-2020/21 составил 19 млн т. «Это исторический рекорд и в 1,4 раза больше, чем годом ранее, когда отгрузки по ж/д составили около 13,5 млн т, — отмечает руководитель центра Игорь Павенский. — Причем впервые шесть месяцев подряд перевозилось более 2 млн т зерна ежемесячно, на максимуме — 2,3 млн т». Более того, объемы транспортировки зерновых по железной дороге в ушедшем сельхозгоду превысили даже показатель сезона-2017/18 — 18,6 млн т, когда был собран рекордный урожай зерна в 135,5 млн т. В прошлом году, согласно данным Росстата, в стране было собрано 132,9 млн т.

Как шли отгрузки зерна на экспорт по железной дороге

По всем направлениям

Источник: аналитический центр «Русагротранса»

Стимуляция субсидией

Доля железнодорожных перевозок в экспорте зерна возросла с 33% до 40% — показатель по итогам сезона составил 19 млн т. «Это максимум с сезона-2011/12», — уточняет Павенский. По его мнению, росту объемов перевозок по железной дороге, во-первых, способствовало увеличение мощностей по выгрузке вагонов в глубоководных портах примерно на четверть в прошлом сельхозгоду. В этом сезоне данный показатель продолжит расти, в том числе за счет расширения практики формирования маршрутов.

Второй фактор — рекордные урожаи в 2020 году и исторически высокие объемы отгрузок на экспорт в двух регионах, откуда везут зерно преимущественно железной дорогой — в Центре и Поволжье. Так, в ЦФО вывоз увеличился в 1,8 раза до 8,5 млн т, в ПФО — в 2,9 раза до 5,2 млн т, сообщает эксперт. «В нашем регионе в сезоне-2020/21 объемы перевозок зерна как железнодорожным, так и автотранспортом выросли из-за высокого урожая», — подтверждает гендиректор компании «Елань» (Оренбургская область) Алексей Орлов. Однако свое зерно, на которое приходится 95% от всего объема перевозимого компанией урожая, предприятие в прошлом году в основном доставляло получателю по железной дороге, так как до ближайшего терминала более 2 тыс. км. Хотя раньше продукция нередко отправлялась и машинами до Волги, а оттуда — по воде к морским терминалам. Но теперь волжские порты в Оренбургской области не работают.

Компания «Грейнрус Агро» (Курская область) в июле прошлого года перевезла 60 тыс. т зерна железнодорожным транспортом — данный способ доставки предприятие использует как раз потому, что возит продукцию на дальние расстояния — из Курской области в Ростовскую на 800 км и в Новороссийск на 1,3 тыс. км. Доля ж/д в июле 2020 года составила 100%. «В июле текущего года мы пока не осуществляли отгрузок по железной дороге, так как урожай значительно меньше, чем годом ранее, из-за погодных условий, да и в целом в этом сезоне у нас зерна для перевозок будет немного», — сообщает гендиректор «Грейнрус Агро» Сергей Мирюк.

В то же время объемы поставок на экспорт с Юга и Северного Кавказа в прошлом сезоне из-за снижения урожая суммарно упали в 1,5 раза — до 3,5 млн т с 5,3 млн т годом ранее. Это минимум за последние пять лет, обращает внимание Павенский. Перевозки из Сибири, где урожай был ненамного выше 2019 года, незначительно превысили уровень прошлого года и достигли 1,5 млн т.

Увеличение объемов железнодорожных перевозок в первую очередь связано с субсидией на перевозку зерновых, действие которой, правда, уже закончено, комментирует президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Возможность получить выплату у участников рынка была с 1 февраля по 31 августа 2020 года, а в направлении Дальнего Востока — с 1 января по 31 декабря. «Соответственно, теперь нет и предпосылок для дальнейшего роста спроса на доставку зерна по ж/д, — рассуждает эксперт. — Если же правительство примет решение о дальнейшем субсидировании железнодорожных перевозок, то, возможно, и далее будет наблюдаться увеличение интереса к ним со стороны сельхозпроизводителей».

В этом году субсидии работали при транспортировке зерна из Сибири и Урала в отдельные субъекты Центрального, Северо-Западного, Сибирского, Северо-Кавказского, Дальневосточного и Южного федеральных округов с января по август, а также круглогодично в направлении регионов Дальнего Востока, говорит Павенский. Также действует скидка на перевозку из южных регионов с марта по июль на короткие расстояния — до 400 км. Эксперту известно, что летом шло обсуждение возможности увеличить расстояния и сроки действия скидки.

Результатом действия выплат для ДФО стало увеличение потока зерна в направлении Монголии и Китая, а также на дальневосточные порты, добавляет руководитель аналитического центра «Русагротранса». В частности, из Сибири в Монголию объем поставок увеличился со 146 тыс. т до 312 тыс. т, в КНР, куда зерно (пшеница, ячмень, кукуруза) везется в основном по рельсам, отгрузки в прошлом сезоне выросли в 3,7 раза по сравнению с позапрошлым. А в порты Дальнего Востока железнодорожным транспортом стало доставляться в 6,2 раза больше зерна.

Объемы перевозок зерна ж/д-транспортом

В целом за сезон

Автоперевозки подорожали

В сентябре прошлого года в силу вступил меморандум о недопущении перегрузов на автотранспорте. После этого зерно перестали массово возить автомобилями на дальние расстояния, делится наблюдениями Павенский. «Ранее в сторону портов в основном Азовского и Черного морей отправляли продукцию не только из южных регионов (на расстояние до 400 км), но и из центра (до 800 км) и даже из Поволжья (до 1500 км)», — знает он. Впрочем, принятие меморандума о перегрузах повлияло и на внутренний рынок: так, по железной дороге внутри страны на короткие расстояния (до 400 км) в сезоне-2020/21 было перевезено в 1,2 раза больше зерна, чем год назад, подчеркивает эксперт. Более же полную картину влияния моратория на перегрузы рынок увидит только в этом сезоне, потому что в прошлом сельхозгоду было очень существенное снижение урожая и, соответственно, поставок зерна из основных производящих регионов — Краснодарского края и Ставрополья — как по железной дороге, так и автотранспортом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юбилей продуктового эмбарго Юбилей продуктового эмбарго

Уже 10 лет прошло с тех пор, как Россия установила ограничения на ввоз

Агроинвестор
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Атомный десант на юг Атомный десант на юг

Росатом строит АЭС в Казахстане и наращивает мощность в Узбекистане

Монокль
Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу? Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу?

Ученые выделили 4 вида жирафов с разным образом жизни и ареалом

Maxim
Российская школа мостостроения: начало истории Российская школа мостостроения: начало истории

Изучением истории строительства мостов занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич

Знание – сила
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
«Розовый. История цвета» «Розовый. История цвета»

Как розовый цвет получали в Средневековье

N+1
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил

Как улучшить свой стиль езды на велосипеде в ночное время ?

ТехИнсайдер
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
Каникулы в Крыму Каникулы в Крыму

Летнюю поездку на полуостров мы решили назвать «Большое крымское путешествие»

Отдых в России
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома

Как скромное начинание выросло в полноценное производство?

Inc.
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Визит Акио Мориты в СССР: почему советские рабочие отпугнули основателя Sony

ТехИнсайдер
Открыть в приложении