Строители невидимых путей
Как мы представляем себе морской порт? Суда у причалов, краны, вагоны на железнодорожных путях, перевалка контейнеров на седельные тягачи. А дальше, за причалами, море. И большинство из нас не догадываются, что никакой порт не может состояться без огромного объема работ, которые проводятся под водой.
В XXI веке Россия всерьез взялась за транспортную инфраструктуру. Строятся и реконструируются дороги – автомобильные и железные, возводятся мосты, интенсивно ведется портовое строительство. Все это жизненно необходимо для интенсификации экономики, улучшения связности нашей огромной страны, расширения ее экспортных возможностей.
Торговый форпост на Балтике
Характерный пример – торговый порт Усть-Луга в Ленинградской области, начало которому было положено еще в 1993 году. Усть-Луга (как и ряд других российских портов на Балтике) помогает решить важную государственную задачу, которая состоит в переориентации грузопотоков из развивавшихся во времена СССР портов (ныне оказавшихся в независимых прибалтийских государствах) в отечественные. Хотя это, конечно, не единственный мотив. Безотносительно политической ситуации страна нуждается в собственных терминалах в регионе, так как возможности порта Санкт-Петербург практически исчерпаны.
В наши дни строительство в Усть-Луге продолжается, к имеющимся полутора десяткам терминалов добавляются новые. С 2019 года в Усть-Лужской губе ведется активное строительство терминала компании «Ультрамар». Специализация терминала – перевалка минеральных удобрений, но он может работать и с другими видами грузов. Объем – 12 млн т в год. Терминал рассчитан на прием больших судов вплоть до стандарта PANAMAX – то есть до максимальных габаритов, возможных при прохождении Панамского канала. Построен причал общей длиной 330 м с глубиной у пирса 17,2 м, железнодорожная станция, длина путей которой составляет 12 км, большой складской комплекс.
Еще один ультрасовременный терминал – Lugaport – строит в Усть-Луге группа компаний «Новатэк». После запуска в 2023–2024 годах (в три этапа) он сможет ежегодно обрабатывать 24,26 млн т груза. Здесь будет пять причалов, а общая длина причального фронта достигнет 1464 м.
Круги и каналы
Что объединяет эти два проекта кроме географического положения? Колоссальное количество труда при подготовке акватории. Такую работу для этих терминалов и порта в целом осуществляет Федеральное государственное предприятие «Росморпорт», одной из главных задач которого является оказание услуг по обеспечению безопасности мореплавания. Росморпорт – это большой вклад государства в развитие портов страны.