Питерский стиль. Путеводитель по «огуречным» местам
Рыбалка, как и климатические сезоны, делится на летнюю и зимнюю, у каждой из которых свои характерные особенности…
Прежде всего надо сказать, что в кругу моих знакомых довольно много людей, предпочитающих летней рыбалке зимнюю и с нетерпением дожидающихся трескучих морозов и крепкого льда. Признаться, я не разделяю их энтузиазма и в силу самых разных причин стараюсь воздерживаться от таких поездок, хотя, конечно, информация о рыбных местах, размерах улова и прочих деталях стекается ко мне со всех сторон. Наверное, в каждой местности есть свои рыболовные особенности, которые так или иначе связаны с географией и традициями. По крайней мере у нас в Питере они точно есть и, пожалуй, зимой выражены особенно ярко. Так называемый питерский стиль формируют два больших водоёма, окружающих город. С одной стороны, это Ладога, расположенная к востоку от Петербурга и привлекающая любителей окуня — без преувеличения, тысячи людей отправляются на не всегда толстый лёд самого большого озера Европы с целью поймать полосатого. С другой, Новоладожский канал, в этот же период превращающийся в автомагистраль, по которой беспрерывно движется колонна энтузиастов зимней ловли. Мне тоже не раз доводилось бывать на таких выездах, но моих взглядов они не изменили.
Однако истинной жемчужиной питерской рыбалки давно стала корюшка, места обитания которой находятся к западу от города. Справедливости ради, надо признать, что значительно успешнее она ловится на Дальнем Востоке, однако это не помешало «огуречной» рыбке превратиться в один из символов зимнего Петербурга. У неё есть свой праздник и свои преданные поклонники как в гастрономическом плане, так и в вопросах ловли. Уже к декабрю на улицах Северной столицы начинают продавать корюшку, и повсюду появляется тот самый характерный огуречный аромат, который источает эта рыбка. При этом цена на прилавках нередко превышает стоимость куда более ценной красной рыбы, переваливая за 600 рублей за килограмм. Как и многие рыболовы, я не очень люблю рыбу как продукт питания, но интерес к корюшке был в нашем городе всегда. Так что же движет сотнями людей, буквально рискующих жизнью ради поимки этого дальнего родственника лосося, одновременно являющегося его основной кормовой базой? За несколько лет наблюдений у меня не только сформировалось понимание, как следует ловить корюшку, но и где это можно сделать максимально успешно. Поэтому, воспользовавшись новогодними каникулами, я отправился по уже знакомым местам, чтобы ещё раз своими глазами увидеть знаменитое питерское таинство.
Обычно мои поездки на рыбалку связаны с долгим путешествием. Минимум несколько сотен километров по трассе, потом ещё с десяток не самой лучшей дороги или вовсе без неё. Достичь места ловли, затратив не больше часа — это если не фантастика, то уж точно история весьма необычная. Хотя надо признать, что и город у нас необычный, а уж его кольцевая, так называемый КАД, тем более. Итак, первая точка — дамба у северного створа. Чтобы сюда попасть, лучше двигаться по кольцевой на юг, со стороны Приморского шоссе. В этом направлении кольцо почти всегда свободно. Для тех, кто не знает, дамба (комплекс сооружений, защищающий от наводнений) является частью кольцевой автодороги, соединяя северный берег Финского залива, о. Котлин (Кронштадт) и соответственно южный берег. Корюшку ловят как на южном, так и на северном берегу, но северный считается более безопасным, так как зимой здесь нет движения судов. Фактически это самое доступное место — есть приличная парковка, да и добраться можно на абсолютно любом автомобиле. Говорят, улов на северном берегу порой доходит до сотни корюшек в день, но для этого должно сильно повезти. Лично мне в этот раз удалось увидеть одну единственную корюшку, хотя кое-кто из соседей нет-нет да и вытаскивал на лёд маленькую серебристую рыбку. Те, кто поотважнее и располагает специальной техникой, оставляют машину в районе форта Шанц и направляются в сторону маяка Толбухин. Утверждают, что там ловится самая крупная корюшка. Спорить не буду, возможно, так оно и есть, но точно знаю, что в этом районе сильные течения и лёд редко бывает крепким, что не мешает отдельным