Зубастое влагалище и другие причины, почему нас так пугают женщины
Борцы за полное равноправие полов как-то постепенно приучили нас к мысли, что между мужчиной и женщиной нет особой разницы, разве что кроме ничтожных физиологических нюансов: у кого-то мышц больше да маток поменьше — вот в общем-то и всё.
И наши предки тоже считали, что физические различия мужчин и женщин не столь важны, потому что два пола на самом деле разделены куда большей пропастью, которая проявляется во всем: во внешности, в знаниях, в поведении, в желаниях и поступках.
Доходило до смешного: немалое количество тотемических племен искренне считали, что у мужчин и женщин разные предки. То есть если мужчины произошли от брака Солнца с белым бизоном, то женщины — от сожительства Луны с рыбой (только не спрашивай нас, каким образом эти романтические отношения происходили, просто старайся об этом не задумываться). Даже в Библии мужчина и женщина сделаны в разное время и из разных материалов.
У женщин были свои боги, свои законы, свои дела. У мужчин — свои. Даже самые примитивные племена хорошо знакомы с сегрегацией полов. Традиция «женских деревень», в которые мужчинам вход заказан, — одна из древнейших форм человеческого общежития. До сих пор во многих культурах дома делятся на мужские и женские половины, так что семья существует как бы в разделенном виде.
Почему возникло такое разделение? Потому что древние системы наследования и определения родства были исключительно матрилинейными. Не матриархальными (образ матриархата, где женщины всем заправляют, а мужчины сидят у их ног в ошейниках, несколько преувеличен), а именно матрилинейными, то есть имущество и родство определялось по матери.
Мать всегда известна, в то время как роль отцов стала понятна далеко не сразу. Даже когда пришло понимание, откуда в женском животе берутся младенцы, определение отцовства по-прежнему оставалось крайне затруднительным.
Поэтому возникали семьи с матриархом — Большой Мамой во главе. Детьми мужчин считались дети их сестер(и нередко ими на самом деле и были), и образ дяди по матери как заместителя отца до сих пор крайне популярен в сказках и легендах. Вообще, в этих древних сказаниях обнаруживалось много такого, что было трудно понять патриархальному уму грядущих эпох. Так что индийцам, скажем, приходилось дописывать свои эпосы, чтобы объяснить современным поколениям, почему у добродетельной царевны Панчали, например, пять мужей, а грекам — придумывать сложные сюжеты, рассказывающие, зачем царицы и богини рожают своих сыновей непонятно от кого, от каких-то бесконечных духов огня и воздуха, а мужья-братья потом без писка признают таких детей своими наследниками.
И так как семьи одного племени вскоре неизбежно начинали соперничать за главенство, то важной задачей местных матриархов был контроль за рождаемостью, ограничение репродуктивности соперниц в пользу собственных дочерей и удерживание таким образом численности потенциальных конкурентов в скромных рамках.
Такие малоприятные практики, как жертвоприношение мальчиков-младенцев и жестокое обрезание юных девушек, делающее их недоступными для мужчин, — это наследие именно архаичных матрилинейных традиций. Равно как и половая сегрегация, при которой мужчинам был закрыт вход в женскую деревню, а молодым девушкам и женщинам, фертильность которых контролировали старухи, соответственно, было запрещено приближаться к домам мужчин. Похожую систему мы можем встретить, например, у гиен или сурикатов, где правом на размножение обладают лишь лидирующие самки, жестоко карающие соперниц за попытки несанкционированных половых актов, в том числе уничтожением приплода конкурентки.
Поэтому, если пересматривать самые древние сюжеты, мы часто видим пересказ одной и той же захватывающей истории.
Мужчине нужно добыть себе невесту. Невеста закрыта, заперта и недоступна. Ее караулят старухи, змеи и ифриты. Мужчине нужно носить сторожам дары, выигрывать состязания, выполнять задания, да и то он часто лишен права выбрать себе невесту: ему ее назначат. Попытка проникнуть к царевне незаконно карается жестоко: из царевны вылезают змеи, она превращается в дерево, в чудовище, в огонь, в камень, из мужчины вырезают куски мяса, ремни из спины, травят его ядом, выкалывают ему глаза и прочее и прочее. Нежелательных детей с их матерью кидают в воду и закапывают в землю.
То есть глубоких неврозов на сексуальной почве у древнейших наших прародителей было предостаточно. В дальнейшем социальные условия изменились, возникли новые формы семей, в том числе патриархальные — моногамные и не очень, — но страхи перед женщинами и их странными секретами никуда не ушли. Тем более что женщины охотно подпитывали эти страхи, используя их как оружие в суровом и скучном мужском мире, как способ отпугнуть от себя нежеланных представителей сильного и настырного пола.
Коварная женская магия заставляла мужчин относиться с большой осторожностью к «нечистому», ритуально запретному женскому миру; безопаснее было соблюдать регламент и правила, встречаясь с супругой на законном брачном ложе в разрешенные дни, а остальное время проводить в нормальном мужском обществе, где все было просто и без затей.
И до сих пор кое-какие ошметки женских страшилок блуждают по городским мифам, народным обычаям и суевериям.