Как создавался памятник картографии «Хорографическая книга Сибири»

Знание – силаИстория

Приказали стать Леонардо

Игорь Шумейко

Тобольский кремль

– Почему всё ж не русские изобрели порох?
– Так-ить, приказа не было!
Почти из М. Е. Салтыкова-Щедрина

В усмешке сатирика, радостно подхваченной фольклором, присутствует и некая пружинка: «Но если прикажут, мы…»

Семен Ульянович Ремезов (1642—1720, даты приблизительны) как раз из числа получивших приказ. И если просуммировать все отданные (и успешно исполненные) приказы, получится: ему просто велели «стать русским Леонардо да Винчи», гением многих направлений. Причем приказывал тот самый монарх, держатель мощного средства воздействия (см. «петровская дубинка»).

Ремезов родился в Тобольске, причислен к «детям боярским», позже он стал «дворянином по выбору». Первые документы, свидетельствующие о его служебной деятельности, относятся к 1681—1682 годам: «был верстан на государеву службу» в возрасте 40 лет (нетипично для служилых людей той эпохи). А первым из этой фамилии в Тобольске поселился Моисей Ремезов, ранее служивший у патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича. За некую провинность в 1628 году был сослан в Сибирь, служил в местной администрации, умер в Москве в 1647‑м. Сын его, Ульян Моисеевич, начал службу казаком, затем – войсковой подьячий, сотник и первый Ремезов‑«универсал». Собирал ясак, участвовал в посольствах (к Девлет-Кирею царевичу, Лаузану-тайше), проводил рекогносцировки в поисках соляных озер и мест будущих острогов, организовывал сибирские слободы, был приказчиком Ишимского, Тебендинского и Коурдацкого острожков. Его весьма ценил воевода Петр Годунов.

А настоящий взлет талантов «леонардового размаха» явил его сын Семен Ульянович. Википедия и справочники, перечисляя: «русский энциклопедист, картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель», едва ли доходят до середины послужного списка. Ведь Ремезов также являлся артиллерийским конструктором, налоговым чиновником, геологом, дипломатом и даже военачальником (правда, небольшого ранга). В истории он широко известен как картограф, составитель уникальных атласов: «Хорографическая книга Сибири» («Хорография» – вышедший из употребления греческий термин, означающий описание отдельной страны, местности, ближайший аналог – «страноведение»), «Чертежная книга Сибири», «Служебная книга Сибири» – наиболее ценных памятников отечественной картографии.

Начал службу Семен в 1668 году казаком в Ишимском острожке. За усердие в 1682‑м получает звание «сына боярского», переводится в Тобольск. Участвовал в отражении набегов «немирных» племен, собирал ясак, основывал новые села, переписывал население, в общем, «осваивал Сибирь». Делал, по сути, то же, что и отец его Ульян и дед Моисей Ремезовы, но… с поправкой на эпоху.

Подошло время правильного, каменного строительства, и он находит известь, глину, налаживает первое в Сибири кирпичное производство, составляет чертежи каменных укреплений, зданий города, стоящих и поныне: Тобольский кремль, Приказная палата, Гостиный двор, Петропавловская церковь. Перестали быть терпимыми вечные городские пожары, и Ремезов разрабатывает типовой образцовый проект каменного дома для частной застройки. Приказано ставить казенный Каменский завод, и он составляет полный его проект, от плотин с водяными колесами, доменного горна до собственно конструкций производимых на нем артиллерийских орудий и ядер. Отыскивает «селитряные земли» (геолог!), разрабатывает план строительства порохового завода.

При всем этом, а еще и при участии в военных походах, успешных дипломатических переговорах с тайшами (сибирскими вождями, князьями) Семен Ремезов сам себя считал (ну точно – Леонардо!) изографом, сиречь – иконописцем, художником. Просто… «художник, получавший еще и другие приказы». Вот жалованье Ремезова, не считая вознаграждений «за особые службы»: 7 (к 1697 году поднялось до 11) рублей, 7 четей ржи, 7 четей овса и 2 пуда соли – в год.

Можно ли занести Семена Ульяновича в реестр «птенцов гнезда Петрова», в один ряд с великими универсалами XVIII столетия Ломоносовым, Татищевым? В кратко-гладкой истории – вполне. НО… более пристальный взгляд на важнейшее его произведение откроет другую картину. Шедевр картографического искусства, «Хорографическая чертежная книга Сибири», составленная Ремезовым в 1697 году и упорно пополняемая им с сыновьями Леонтием, Семеном, Иваном до 1711‑го… – в действительности еще и пример исторического конфликта ускоренного, порой поверхностного, просветительства и традиционного знания, мифов. Из предисловия Ремезова: «сия херогравская чертежная книга сочинена царским повелением недалече от свободных наук».

Но в итоге историки утверждают, что Книга не удовлетворила запросов самодержца, «работы были мало востребованы ближайшими потомками». По мнению В. Э. Булатова, «виноват острый культурный кризис эпохи реформ Петра». Владимир Эрикович Булатов – ученый, руководивший работой по возвращению современникам наследия Ремезова, отчасти похож на своего героя сочетанием важных практических дел и широкого научного интереса. После окончания географического факультета МГУ Булатов работал в «Зарубежгеологии», дешифруя космические снимки. С 1993 года он – хранитель картографического фонда Исторического музея, кандидат географических наук. Тема его диссертации – «Карты зарубежных акваторий Адмиралтейской коллегии». Монография «Русские морские карты XVIII века» (М., 2021) удостоена в 2023 году первой «Забелинской премии». Ученый подготовил к публикации еще и «Окладную книгу Сибири», организовал выставки, представившие миру шедевры российской картографии: «Русские карты Греческого Архипелага 1769—1774» (к 300‑летию Российского флота, 1996), «Три века русской картографии» (2001), «Искусства ради и науки» (о картах как произведениях декоративно-прикладного искусства, 2011), «Россия и Голландия. Пространство взаимодействия» (2013).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Видеосалонное искусство Видеосалонное искусство

«На расстоянии удара»: оммаж «Кровавому спорту» 35 лет спустя

Weekend
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Австралийская овчарка — умная и активная Австралийская овчарка — умная и активная

Австралийская овчарка, или аусси, — пастушья порода собак

Наука и жизнь
«Амазонки» Сталина «Амазонки» Сталина

Уникальное женское соединение из СССР со сложной служебно-боевой судьбой

Дилетант
Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе

От пуэра до саган-дайля: самые бодрящие виды листового напитка

ТехИнсайдер
Под знаком русской свастики Под знаком русской свастики

Иван Ильин печалился о том, что многое мешает развитию русского фашизма

Дилетант
Турецкий экспорт вооружений Турецкий экспорт вооружений

Состояние и перспективы развития турецкого экспорта вооружений

Обозрение армии и флота
В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту! В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту!

Как выбрать подходящий формат для вашего проекта? Что значит SDR и HDR?

ТехИнсайдер
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7 Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Чем примечателен «крутой охотник» JAECOO J7?

Maxim
У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого

Почему человек может маскировать свое депрессивное состояние?

Psychologies
Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко

Кристина Сасонко руководит междисциплинарным арт-хабом Arts Square Production

Собака.ru
«Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах» «Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах»

Как инопланетян начали искать с помощью радиотелескопов

N+1
Мамбл-ром-хоррор Мамбл-ром-хоррор

«Мой сосед — монстр»: «Красавица и чудовище» нового времени

Weekend
Водная палитра Водная палитра

Квартира с высокими потолками, огромными окнами и стилеобразующей панорамой

Идеи Вашего Дома
Балджи у далеких ярких субмиллиметровых галактик сформировались за счет вспышек звездообразования Балджи у далеких ярких субмиллиметровых галактик сформировались за счет вспышек звездообразования

Телескопы ALMA и «Джеймс Уэбб» наблюдали балджи у субмиллиметровых галактик

N+1
Силой мысли Силой мысли

Решила стать стройнее? Для этого нужен определенный настрой

Лиза
Сергей Капица как искусственный интеллект Сергей Капица как искусственный интеллект

В чем опасность цифрового двойника человека

Наука
Искусственный интеллект: история ошибок Искусственный интеллект: история ошибок

Как советская бюрократия тормозила развитие технологий обработки больших данных

Монокль
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
Что делать, если шелушится кожа вокруг ногтей: 8 простых лайфхаков Что делать, если шелушится кожа вокруг ногтей: 8 простых лайфхаков

Как придать коже возле ногтей здоровый вид?

VOICE
А у нас в Рязани... А у нас в Рязани...

Не только грибы с глазами, но и масса всего интересного

Лиза
Направо пойдешь? Направо пойдешь?

Чтобы реже ошибаться, важно знать, как работает механизм принятия решений

VOICE
Заповедная зона Заповедная зона

Самобытная вилла в Подмосковье, вдохновленная философией бренда Visionnaire

SALON-Interior
Эмоциональное техно Эмоциональное техно

Как можно описать стиль эмоциональной архитектуры?

ТехИнсайдер
«Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе «Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе

Как участники рынка детской розницы справляются с рыночной турбулентностью

Монокль
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
«Крыши раскрыты»? «Печь упала»? Три года ссылки «Крыши раскрыты»? «Печь упала»? Три года ссылки

Письмо в журнал «Безбожник» — о непонимании роли религии в молодом СССР

Дилетант
«Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой «Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой

Рассказ Евгении Некрасовой из сборника «Верю / не верю»

РБК
Открыть в приложении